Если в машине горит чек


ТОП-10 причин, почему загорелся Check Engine

С окончанием эры карбюраторных систем приготовления топливной смеси, их место заняли системы электронного впрыска топлива. Широкое внедрение электроники в системы автомобиля сопровождалось появлением большого количества различных датчиков, электромеханических исполнительных механизмов и более сложной проводки автомобилей. Всем этим хозяйством заведуют специализированные электронные модули, такие как модуль управления двигателем (ECU), модуль управления трансмиссией (TCU), модуль управления бортовой электроникой (BCM) и др.

В связи с этим, автопроизводители стали оснащать автомобили дополнительными встроенными системами диагностики. Включив зажигание, водитель современного автомобиля, помимо традиционных контрольных индикаторов «аккумулятор», «масленка» и т.д., увидит на щитке еще ряд индикаторов, относящихся к контролю исправности основных систем автомобиля.

Типичные индикаторы щитка приборов современного бюджетного автомобиля.

Что означает индикатор «Check Engine».

На щитке приборов автомобиля с электронным впрыском топлива, в обязательном порядке есть индикатор в виде стилизованного двигателя. Он предназначен для контроля исправности систем управления двигателем. В английском варианте этот индикатор называется «CheckEngine», что в переводе означает «проверь двигатель». Для краткости, дальше в тексте будет использоваться сокращенное обозначение этого индикатора «CE».

Разновидности пиктограмм индикатора «CheckEngine»

Основываясь на собственных наблюдениях автора, некоторые водители воспринимают загоревшийся на панели индикатор CE как нечто фатальное для двигателя и боятся продолжать дальнейшее движение. Давайте рассмотрим, насколько серьезные неисправности вызывают включение данного индикатора и можно ли продолжать движение на автомобиле с горящим индикатором CE.

Неизвестный индикатор может вызвать панику у некоторых водителей

Основные причины, вызывающие включение индикатора «CheckEngine».

Электронный блок управления двигателем ECU на основе заложенного в него алгоритма решает, когда и сколько топлива подавать в цилиндры, когда именно подавать напряжение на свечи зажигания для воспламенения топливной смеси, когда включать вентилятор системы охлаждения и т.д. Соответственно, в ECU встроены и средства диагностики этих систем двигателя. Кратко рассмотрим, какие источники данных доступны для встроенной системы диагностики двигателя автомобиля.

Источник 1. Прежде всего, свидетельством неисправности двигателя является отклонение его параметров работы от допустимых значений. В автомобиле основным источником таких данных являются различные датчики. Если какой-либо из датчиков показывает отклонение контролируемого параметра от нормы (например, превышение допустимой температуры охлаждающей жидкости), то система диагностики трактует это отклонение как неполадку в двигателе, запоминает, какой датчик зафиксировал отклонение от нормы, заносит в память соответствующий код ошибки и включает индикатор CE. К этой же группе неисправностей можно отнести и неисправности самих датчиков.

Датчик массового расхода воздуха системы впрыска топлива.

Источник 2. Вторым источником данных для диагностики неисправностей является электропроводка автомобиля. Встроенная система диагностики выявляет обрывы и замыкания в электрических цепях датчиков и исполнительных механизмов, занося в память соответствующие коды ошибок.

Источник 3. Еще одним источником диагностических данных могут быть расчетные параметры, вычисляемые блоком управления двигателем. Примером может служить контроль исправности каталитического нейтрализатора выхлопных газов. Два кислородных датчика, установленных до и после нейтрализатора, по разности сигналов позволяют сделать вывод об эффективности работы нейтрализатора.

Пример диагностики состояния каталитического нейтрализатора по сигналам двух кислородных датчиков.

Таким образом, включение индикатора CE только указывает водителю, что система диагностики выявила какое-то отклонение от нормальной работы двигателя, но сам по себе этот индикатор является малоинформативным и не позволяет точно выяснить, в какой из систем управления двигателем произошел сбой. Для более точной диагностики необходимо считать из памяти ECU код ошибки, который сохранила система диагностики. Для чтения кодов ошибок применяются специализированные сканеры. Они подключаются к штатной колодке диагностики автомобиля, которая есть практически в каждом современном автомобиле.

Специализированный диагностический сканер

Можно выделить «Топ-10» наиболее частых неполадок, приводящих к включению индикатора CE:

1) Выход из строя какого-либо датчика системы приготовления топливной смеси (датчик массового расхода воздуха, датчик положения дроссельной заслонки и др.).

2) Неисправности системы зажигания, пропуски зажигания (свечи зажигания, высоковольтные провода, модули зажигания).

3) Выход из строя кислородных датчиков системы выпуска.

4) Снижение эффективности (выработка ресурса) каталитического нейтрализатора.

5) Подсос воздуха через негерметичные прокладки и шланги на впуске или выпуске (прокладка впускного коллектора, прокладка выпускного коллектора, воздушные и вакуумные шланги).

6) Обрывы и замыкания в проводке (например, обрыв или замыкание проводки датчиков, проводки питания топливных форсунок, топливного насоса).

7) Неисправность датчиков положения валов двигателя (датчик положения коленвала, датчик положения распредвала).

8) Некачественное топливо, повышенная детонация двигателя.

9) Неисправности в системе электроснабжения, повышенное или пониженное напряжение в бортовой сети (неисправность генератора).

10) Внутренние неисправности блока управления двигателем (выход из строя электроники блока).

Как погасить индикатор «Чек Энджин».

Если система диагностики обнаружила сразу несколько неполадок, в память будут занесены несколько соответствующих кодов ошибок. Индикатор CE будет гореть до тех пор, пока в памяти системы диагностики есть какие-либо коды ошибок. После устранения неисправностей, стереть эти коды можно с помощью диагностического прибора. Также, в ряде случаев ошибки можно стереть, просто обесточив автомобиль на несколько минут путем отключения аккумуляторной батареи.

Действия водителя при включении индикатора «CheckEngine».

Так как причин для включения индикатора CE может быть множество, то решение о продолжении движения должно приниматься, исходя из серьезности неисправности. В подавляющем большинстве случаев, загоревшийся индикатор CE не требует немедленного прекращения движения.Производитель заложил в систему управления двигателем довольно высокую «живучесть», и даже при отказе некоторых датчиков, двигатель будет работать, пусть и не в самом оптимальном режиме.

Таким образом, если в пути вы увидели загоревшийся на щитке приборов индикатор CE, не паникуйте. Если двигатель по-прежнему работает устойчиво, а показания других индикаторов и приборов не показывают отклонений от нормы, то вполне спокойно можно доехать до места диагностики и ремонта.В данной ситуации, наилучшим вариантом будет наличие в машине диагностического устройства, которое позволит прямо на месте выяснить, какая из систем двигателя выдала ошибку, какова серьезность данной ошибки и тогда уже принимать решение, двигаться дальше или все же перестраховаться и вызвать эвакуатор.

Автор — Михаил Петрович (Petrovich45)

avtoexperts.ru

Почему горит check engine (чек), проблемы с лампочкой неисправности двигателя и прочее

В данное время все типы автомобилей оснащаются системами самодиагностики, которые с помощью лампочек индикаторов подсказывают водителю о неисправностях или отклонений от нормы уровня охлаждающей жидкости, моторного масла, отсутствии зарядки аккумуляторной батареи, критического износа тормозных колодок и других показателей. Главной лампочкой на панели приборов считается индикатор check engine, контролирующий работу системы управления мотором. У чека «Проверь Двигатель» охват параметров настолько широк, что место неисправности определяется только с помощью специального кода, который высвечивается на панели лампочки и остаётся в памяти устройства. Узнать, почему он загорелся в вашей машине или горит на панели авто, которое вы собираетесь приобрести, можно быстро.

Загорелся индикатор check engine — причины и способы решения

Светящий чек мотора не всегда означает сигнал о неисправности в системах управления работающего силового агрегата. При повороте личинки в замке зажигания во включённое положение, загоревшаяся лампочка сигнализирует об исправности цепи подсоединения к источнику тока.

Check engine может высвечивать причину неисправности

В переводе с английского название индикатора check engine даёт водителю подсказку — «ПРОВЕРЬТЕ ДВИГАТЕЛЬ». Исполнение контрольной лампочки на разных типах автомобилей сделано по-разному: в виде силуэта движка с различными вариантами надписей или без них. При повороте ключа зажигания в рабочее положение загораются все лампочки самодиагностики. При запуске двигателя они должны погаснуть. Светящийся индикатор при работающем моторе — это сигнал о неисправности того оборудования, которое оно контролирует. На многих автомобилях вспыхнувший светодиод Check engine сопровождается писком, чтобы привлечь внимание водителя.

Что означает этот сигнал

Вначале индикатором check engine руководил электронный блок управления двигателя. В задачу сигнальной лампочки входил контроль над работой системы смесеобразования двигателей со впрыском через инжектор. Отслеживалась функционирование забора и очистки воздуха, форсунок, топливного насоса. Для этого использовались специальные датчики. Но со временем лампочку подключили к бортовому компьютеру и обязанностей у неё добавилось. Сегодня индикаторы «Чек Энджин» контролируют несколько блоков управления двигателем: зажигания, состава горючей смеси, оборотов коленчатого вала, регулятора холостого хода и других систем.

Видео: что означает индикатор CHECK ENGINE

Причины горения чека на карбюраторном двигателе с инжектором

  1. Топливо низкого качества. Совет: слить из бака плохой бензин или дизтопливо и заправить нормальное горючее.
  2. На свече нет искры (выгорел центральный электрод, треснул изолятор). Совет: проверить исправность всех устройств для зажигания смеси с помощью специального прибора. При необходимости поменять неработающие свечи.
  3. Нет искры на катушке зажигания. Совет: проверить исправность устройства с помощью мультиметра измерением сопротивления на выводных контактах первичной и вторичной обмотки. Категорически запрещается проверка образования искры с помощью центрального высоковольтного провода или свечи и массы корпуса автомобиля.
  4. Проверить работоспособность лямбда-зонда (датчика, измеряющего остаток несгоревшего кислорода в выпускных газах). Неисправный прибор подлежит замене.
  5. Причину исследовать катализатор подскажет не только загоревший индикатор check engine, но и ухудшающие скоростные показатели автомобиля, проблемы с запуском двигателя и другие. Совет: несправный катализатор подлежит замене. Езда без него категорически запрещена, так как это приводит к многочисленным сбоям в системе управления двигателем и постоянному горению контрольной лампочки check engine.
  6. Забиты форсунки. Совет: произвести их очистку или замену.
  7. Бензонасос не развивает нужного давления в рампе (значение не должно быть меньше трёх атмосфер). Совет проверить топливный фильтр и сеточку в баке для бензина. В случае необходимости заменить элемент для очистки топлива или бензонасос в сборе.
  8. Пробиты провода высокого напряжения. Эта причина негативно сказывается на работе двигателя. Совет: проверить работоспособность колпачков, металлических контактов и изоляции с помощью мультиметра. В случае необходимости провода следует заменить.

    Катализатор может стать причиной загорания светодиода Check engine

    Лябмда зонд. Признаки неисправности

Мотор, работающий на соляре, как и любой двигатель, всегда подвергается переменным нагрузкам. Они влияют на изменение числа оборотов коленчатого вала. Выбор нужного режима для поддержания в системе впрыска постоянного давления возложен на блок управления.

Диагностика дизельного двигателя

Этот электронный контроллер изменяет производительность топливного насоса в зависимости от появившейся нагрузки. Благодаря этому в системе постоянно поддерживается высокое давление, которое необходимо для стабильной работы форсунок. На дизеле причину загорания лампочки Check engine установить гораздо труднее, чем на бензиновом двигателе. Поэтому совет такой:

  1. Проверьте уровень масла в картере, при необходимости долейте до нормы.
  2. Отгоните машину в надёжный автосервис для диагностики всех систем управления мотором, АКПП и другими устройствами. Там работу бортового компьютера проверят с помощью профессионального оборудования.

Когда можно продолжить движение с этим индикатором, а когда нет

Нужно понимать, что от правильных действий водителя в момент обнаружения вспыхнувшей лампочки «Посмотри Двигатель» зависят последствия для дальнейшей эксплуатации автомобиля. Свечение элемента самодиагностики при работающем силовом агрегате подсказывает автовладельцу о том, что бортовой компьютер или блок управления мотором зафиксировал неисправность.

Загорелся светодиод check engine. Что делать?

Продолжать движение разрешается, если индикатор горит постоянно (не мигает), а в работе автомобиля не произошло заметных изменений. Он также мгновенно реагирует на резкое нажатие на педаль акселератора. Не наблюдается потери мощности. Уровень масла в картере двигателе и тосола в системе охлаждения в норме. Остальные лампочки самодиагностики не горят. Доехать нужно до ближайшего автосервиса, чтобы с помощью компьютерной диагностики установить и исправить причину сбоя в системе управления.

А вот если стали наблюдаться негативные изменения в работе автомобиля: снизилась мощность двигателя, появились подозрительные стуки, вибрация, стал чувствоваться запах гари, и лампочка Check engine мигает — дальнейшее движение запрещено. Двигатель нужно сразу заглушить, чтобы избежать серьёзных последствий. Подозрение на перегрев силового агрегата, падение давления в системе смазки мотора и другие причины могут привести к поломкам, которые потребуют больших затрат денег, времени и сил.

При каких неисправностях загорается лампочка

На борту современного автомобиля устанавливается микропроцессорная система управления, которая отвечает за самодиагностику двигателя и других агрегатов. Такую вероятность предоставляет бортовой компьютер. В его постоянной памяти (ПЗУ) размещена программа, которая руководит действиями микропроцессора. При нормальных режимах работы автомобиля компьютер регулярно проверяет электронные и электрические системы. Если появляются отклонения от штатных значений, в контроллере включается аварийный режим. При нём вместо ошибочного параметра неисправного блока вставляется подходящее значение из заложенной программы. При этом резервное число будет занесено в память контроллера как неисправность.

Для информации водителя об этой ситуации в комбинации приборов загорится светодиодный индикатор Check engine. Микропроцессор электронного блока управления запоминает специальный код неисправности. Прочитать этот показатель можно визуально в зависимости от типа ЭБУ. Это могут быть вспышки светодиодной лампочки разной продолжительности вызванные:

  • самой неисправностью;
  • замыканием заданных контактов диагностического разъёма;
  • подключением аналогового вольтметра к определённым контактам выводов, служащих для подсоединения считывающих устройств.

Коды неисправностей ЭБУ «Январь 4» — считывание кодов

Вспышки check engine — то так называемые медленные коды, которые несут маленький объём информации. Они состоят из двух цифр, обозначающих неисправность в специальной таблице. Это собрание кодов является приложением к эксплуатационным документам. Первая цифра обозначается длинными вспышками (до 1,5 сек), вторая — короткими (до 0,5 сек). Между ними пауза. Она составляет несколько секунд.

Существуют и «быстрые коды», которые способны выдать большой подробный объём информации для диагностического оборудования.

Нужно помнить, что все элементы электронного управления плохо реагируют на внешнее воздействие: скачки напряжения, статическое электричество и другие факторы. Поэтому любые подготовительные работы должны вестись при выключенном ключе зажигания.

Таблица Коды неисправностей контроллера типа «Январь-4» ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112

В движении, при разгоне

Если индикатор «Сервис двигателя» зажигается: при трогании с места; горит постоянно во время езды автомобиля; при его ускорении — причина в недостаточном уровне масла в картере. Нужно остановить машину, прислушаться к работе двигателя. В этом случае должны появиться посторонние шумы, постукивания, дребезжания. Заглушите мотор, проверьте щуп. Если масла в системе маловато, а добавить нечем — допускается осторожно доехать до дома. В таких случаях рекомендуется обязательно отогнать машину в автосервис, чтобы точно узнать причину снижения уровня масла и устранить её.

Чек мигает, двигатель троит и не тянет, машина трясётся, обороты плавают

Обычно такая ситуация возникает при движении, когда двигателю нужно резко прибавить скорость. При работе на холостых оборотах всё нормально. Подозрение в первую очередь падает на сбои в системе зажигания. В этом случае не стоит экспериментировать с бензиновым двигателем на предмет проверки искры в катушке, на свечах и других манипуляций. Это можно делать только с помощью мультиметра. Если поведение автомобиля ограничивается лишь работой у двигателя не всех цилиндров — нужно аккуратно, осторожно, не спеша ехать в сторону ближайшего автосервиса. Лучше заплатить немного денег профессионалам, которые способны найти и устранить причину, чем из-за своих непродуманных действий вывести из строя бортовой компьютер или другую нежную электронику. В этом случае затраты будут намного больше.

Чек загорелся после заправки

Плохой бензин — причина нестабильной работы двигателя

Эта проблема может возникнуть из нарушения герметичности топливной системы. Одна из причин — плохо закрученная крышка бензобака или дефект в ней. При необходимости пробку следует заменить. Другой повод для горения чека — заправка бензином с низким октановым числом или некачественное горючее. В последнем случае меняют АЗС. Если топливо настолько плохое, что машина работает не стабильно — его нужно слить. Во всех других случаях можно поступить так: разбавить горючее качественным бензином, а показания check engine обнулить снятием минусовой клеммы у аккумулятора на несколько минут.

При попадании влаги внутрь двигателя со впрыском инжектор после мойки, сильного дождя, при форсировании реки капли воды могут попасть на провода высокого напряжения, катушку зажигания, разъёмы проводки. Здесь опасность заключается в том, что неисправность проявится не сразу, а через какое-то время. Последствия могут быть опасными, если автомобиль едет по автостраде. Загорится светодиод «Проверь двигатель», а мотор неожиданно может затроить, потерять приёмистость или даже заглохнуть. Поможет удаление влаги сухой ветошью и сушка всех компонентов силового блока тёплым воздухом (с помощью фена).

Загорается светодиод check engine на разных режимах двигателя

Почему троит двигатель

Нормальная работа силового агрегата с инжектором зависит от многих причин. Стоит забарахлить одному из установленных датчиков, контролирующих системы подачи топлива, очистки воздуха, смесеобразования, зажигания и других блоков управления, как двигатель начинает работать неритмично, нечисто, ненормально. Когда есть подозрение на неисправность, то есть двигатель неверно реагирует на те или иные действия водителя нужно обратить внимание на следующие обстоятельства:

  • Какова температура на улице?
  • Прогрет ли мотор?
  • В каких условиях проявляется нестабильная работа двигателя — при трогании с места, разгоне, постоянной скорости?
  • Какие индикаторы самодиагностики загораются при этом?
  • Когда автомобиль последний раз был в автосервисе, какие ремонтные работы выполнялись?

До начала диагностирования систем управления двигателя собственными силами или в автосервисе следует проконтролировать и устранить такие неисправности, как:

  • утечки тосола, моторного масла, топлива;
  • растрескивание или слабая затяжка хомутами вакуумных шлангов;
  • окисление клемм аккумулятора;
  • нарушение контактов в разъёмах проводов;
  • дым, запахи, непривычные звуки;
  • проверить уровень моторного масла, охлаждающей и тормозной жидкости.

Равномерность работы двигателя можно проконтролировать с помощью полоски бумаги, которую нужно поднести к выхлопной трубе. Листок должен отклониться назад от струи газов и оставаться в этом положении с небольшими колебаниями.

Если в баке будет мало бензина, это может привести к загоранию чека на щитке приборов.

Аккумуляторную батарею нужно поддерживать в технически исправном состоянии. Напряжение на клеммах должно быть в пределах 13,5–15 вольт.

Индикатор check engine может загореться если:

  1. Новые свечи не проверялись на искрообразование специальным прибором и была вкручена нерабочая. Часто водители у работающего двигателя снимают провод высокого напряжения по очереди с каждого цилиндра, чтобы выявить дефектную свечу. Эта порочная практика также может привести к зажиганию лампочки check engine;
  2. После замены воздушного фильтра двигатель заводился при отключённым датчике, при этом возрастёт расход бензина;
  3. После замены ремня ГРМ, если датчик положения распредвала обнаружит отклонения от заводской нормы;
  4. Непрофессионально было установлено газо-бутанное оборудование (ГБО) — спецы должны отрегулировать параметры редуктора, жиклёров, хода штока в точном соответствии бензиновым данным (тогда чек гореть не будет);
  5. Был установлен вид сигнализации, который в заблокированном состоянии не позволят завести двигатель;
  6. Замена топливного фильтра была выполнена небрежно и неаккуратно — нужно по коду ошибки определять и устранить неисправность в системе подачи горючего.
  7. Увеличился расход топлива. В автомобилях с инжекторным двигателем многие датчики, контролирующие смесеобразование, влияют на расход бензина. На потребление горючего заметное влияние оказывают датчик расхода воздуха (абсолютного давления), лямбда-зонд, датчик положения распредвала. Если выйдет из строя датчик положения коленчатого вала — двигатель не заведётся. Чтобы снизить риск отказа датчиков и понапрасну не жечь бензин нужно:

    Что увеличивает расход бензина?

    регулярно менять бумажный элемент у воздушного фильтра;

    следить за состоянием свечей зажигания и своевременно проводить их выбраковку;

    поддерживать постоянное давление в шинах и контролировать состояние тормозов;

    соблюдать чистоту в моторном отсеке, не допуская отложений на проводах высокого напряжения;

    бензин заливать на надёжных заправках.

  8. Часто моргает чип и двигатель не заводится. Здесь причина одна — чип в ключе зажигания не распознан иммобилайзером. Ещё это может быть конфликт двух систем безопасности — в замке зажигания и с автозапуском. Спасёт кратковременное снятие плюсовой клеммы аккумулятора. При повторных случаях нужно проводить самодиагностику с записыванием кода ошибок или ехать в автосервис.

  9. Горит чек на подъёме. Это говорит о некачественном бензине. При увеличении нагрузки датчик детонации меняет свой сигнал и вспыхивает check engine. Совет один — заправляться нужно на проверенных заправках.

  10. После замены модуля зажигания загорается чек при минусовой температуре. Самая распространённые причины — некачественное моторное топливо, грязное масло. Но обязательно нужно уточнить сканированием самостоятельно или в автосервисе у профессионалов.

  11. При нажатии на акселератор. Если двигатель не развивает обороты (захлёбывается) и загорается этот сигнал — причин очень много. Это различные неполадки в системе подачи топлива (у бензинового двигателя и у дизеля), неисправность системы зажигания, проблемы с подачей воздуха. Лечится сканированием с расшифровкой ошибок или поездкой в автосервис на диагностику.

  12. При включении печки. Когда check engine загорается при включении какого-либо электрооборудования: печки, кондиционера, стеклоочистителей, поворотов и других потребителей определить неисправность возможно только по коду ошибки. Или следует замыкать контакты в разъёме для диагностики (у разных моделей маркировки не совпадают) и считать вспышки лампочки, или сканировать специальным устройством — сканером. Более точную причину могут назвать профессионалы.

Как погасить светодиод check engine. Сброс ошибки

На разных марках машин процесс самодиагностики запускается различными способами. У некоторых поворотом ключа зажигания и нажатием определённого числа раз на педаль газа через некоторые промежутки времени. Начинает мигать лампочка неисправностей двигателя и нужно считать вспышки, переводить их в код ошибок и находить по таблице объяснение. У других код ошибок высвечивается на дисплее бортового компьютера, если запустить процесс самодиагностики через комбинацию кнопок.

Как погасить светодиод check engine?

У третьих для этой цели перемыкаются определённые контакты в диагностическом разъёме.

Отличный вариант, который поможет сэкономить немало средств на поездку в автосервис — купить автомобильный сканер ОВД-2 или другой марки. С его помощью можно регулярно проверять работу двигателя на предмет выявления ошибок, чтобы понимать какой датчик требует замены, или какая регулировка нарушилась.

Сброс ошибок через снятие клеммы аккумулятора

Сбросить ошибки в бортовом компьютере или ЭБУ можно самым доступным способом — на короткое время отсоединить клемму с аккумулятора. Память электронных устройств обнулится и индикатор должен потухнуть. Но делать это нужно только после того, как ошибка была расшифрована, обнаружена и исправлена. Имеются и другие способы сброса ошибок: с помощью сканера, установки специальных программ на смартфон, замыкания контактов в диагностическом разъёме.

Видео: Daewoo Matiz. Сброс Check Engine с помощью ELM327 и Torque

Если горит вполнакала

Check engine горит вполнакала

Причин светящегося в половину своей силы индикатора может быть много. Это и плохая масса на автомобиле, установка лампочек накаливания не той мощности и вида, проблемы с электропроводкой и другие поводы. Совет можно дать такой: запустить процесс самодиагностики и посмотреть код ошибки. Самостоятельно проверить надёжность контакта на минусовой клемме аккумулятора и всех соединений с массовыми клеммами. Обратить внимание на работоспособность всех лампочек: в фарах, поворотах, габаритах, тормозах.

Индикатор самодиагностики автомобиля Check engine играет очень важную роль в обнаружении неисправностей в системах управления работой двигателя и других агрегатах машины. Его основная задача — обратить внимание водителя на неполадки в работе мотора, автоматической коробки перемены передач. Причём это может произойти до того, как эта неисправность начнёт отражаться на изменениях в поведении силового агрегата и АКПП. Двигатель станет троить, терять мощность, может увеличиться расход топлива. Главное предназначение этой контрольной лампочки — своевременное обнаружение неисправностей, чтобы вовремя их устранить.

  • Автор: Юрий Яковлев
  • Распечатать

motorltd.ru

Что делать, если загорелась лампочка Check Engine?

Примерно три десятилетия назад автомобили начали серийно оснащаться компьютерными системами управления, позволяющими быстро найти любую неисправность. Для специалистов автосервисов в них предусматривались особые разъёмы, с помощью которых можно было вывести необходимые сведения на экран тестера, а водитель мог увидеть сигнал о неисправности благодаря лампе Check Engine, расположенной на передней панели. Подобная схема оповещения применяется и сегодня — ею оснащены любые машины с инжекторными моторами, управляемыми микропроцессорами. Поэтому каждый водитель должен знать, как поступать, если контрольная лампа Check Engine загорается при использовании транспортного средства.

Лампочка Check Engine может свидетельствовать о серьёзных неисправностях

Быстрая диагностика

Узнать, что значит сигнал Check Engine, достаточно просто — необходимо обратиться на СТО, оборудованное специальным электронным сканером. Однако подобный сервисный центр может находиться достаточно далеко либо быть недоступным автомобилисту по иным причинам. Поэтому проверить, почему загорелась лампочка Check Engine, вначале стоит самостоятельно.

Если на приборной панели загорелся соответствующий сигнал, вначале стоит проверить элементарные вещи — насколько плотно затянуты пробки бензобака и заливной горловины для масла. Некоторые машины снабжены датчиками, позволяющими соблюдать чистоту технологических жидкостей — при их срабатывании водитель видит сигнал Check Engine. Нужно также обратить внимание на провода, расположенные под капотом — если вы видите свободновисящий кабель либо открытую клемму, причина, по которой загорается Check Engine, найдена. То же касается шлангов топливной системы, впускного коллектора, системы подачи воздуха.

Однако, что делать, если визуально автомобиль находится в абсолютном порядке? Первым делом стоит выкрутить свечи, являющиеся причиной появления сигнала Check Engine — они могут пропускать электрические импульсы в результате отложения нагара на электродах и появления толстого налёта различных металлов, содержащихся в топливе. Кроме того, причиной некорректной работы мотора могут быть зазоры, превышающие показатель в 1,3 миллиметра. Ещё одной распространённой причиной возникновения сигнала Check Engine может быть отложение осадка на поверхности форсунок. Дополнительные признаки обеих упомянутых поломок:

  • Ухудшившаяся тяга;
  • Повышенные затраты горючего;
  • Возникающие иногда подёргивания при увеличении скорости;
  • Плавающие обороты.

Если горит Check Engine, возможно, проблема заключается в изношенной изоляции высоковольтных проводов. Визуально заплывающие пробои и микротрещины найти практически невозможно, поэтому для их поиска стоит пользоваться специальным тестером. Если подобный инструмент недоступен, можно попробовать «дедовский» метод. В нержавеющей либо алюминиевой кастрюле готовится насыщенный соляной раствор, в который погружается отрезок провода (не наконечник!). Вам потребуется мегомметр, один зажим которого присоединяется к наконечнику высоковольтного провода, а второй закрепляется на кастрюле — после подачи тока удовлетворительное сопротивление должно составить 500 кОм, а идеальное 1 МОм.

Серьёзные поломки

Если горит лампочка Check Engine, неисправность может быть достаточно серьёзной. Чаще других возникают проблемы с бензонасосом, вызванные качеством топлива, предлагающегося в России. Диагностику провести несложно — при работающем моторе нужно поднести ухо к прибору и прослушать его звук. Нормальным является ровное гудение без щелчков и остановок. При сбоях, результатом которых является поданный сигнал Check Engine, нужно снять бензонасос, промыть его изнутри, очистить сеточку и устранить твёрдые включения. Если проблему подобным образом решить не удалось, агрегат нужно отдать специалисту для профессионального ремонта либо заменить.

Виноватой в появлении сигнала Check Engine может быть катушка зажигания, неравномерно распределяющая электрические импульсы между свечами соответствующих цилиндров. При обнаружении неисправности этого устройства нужно заменить его, не забыв проверить характеристики новой детали перед установкой. Если автомобиль оснащён индивидуальными катушками, диагностика будет осложнена, однако при помощи тестера можно будет найти неисправный элемент системы зажигания.

Нередко лампочка Check Engine загорается при поломке контрольных приборов, представленных лямбда-зондом и датчиком расхода воздуха. Ремонтировать такие устройства нерентабельно, поскольку срок службы восстановленных датчиков очень невелик. Лучше сразу заменить их, погасив тем самым лампу Check Engine. Очень серьёзная проблема может быть связана с поломкой каталитического нейтрализатора. Его замена обходится в большую сумму, но иных альтернатив нет, поскольку многие машины с неисправной системой выхлопа автоматически переходят в аварийный режим, предполагающий существенное ограничение мощности.

Проблема с лампочкой Check Engine может быть вызвана электронным блоком управления, ответственным за выполнение программ, контролирующих впрыск топлива, подачу воздуха и прочие процессы. Блок управления выходит из строя крайне редко, однако его поломка сулит огромные расходы. Уменьшить их можно единственным способом — найти квалифицированного электрика, способного детально изучить схему устройства и потратить часы на поиск вышедшего из строя миниатюрного элемента. Подобная операция будет стоить намного дешевле замены, однако гарантий того, что лампа Check Engine вскоре не загорится вновь, нет.

Дополнительные сигналы

Если сигнал Check Engine появился во время движения, очень велика вероятность того, что это связано с критичной неисправностью двигателя. Поэтому вам стоит остановиться, но не заглушать мотор, и посмотреть внимательно на приборную панель, где располагаются остальные контрольные лампы. В первую очередь, вас будет интересовать индикатор температуры, срабатывание которого чаще всего приводит к появлению сигнала Check Engine. В нормальном состоянии температура охлаждающей жидкости в моторе не должна превышать 85–95 градусов, поскольку её кипение может приводить к непредсказуемым последствиям. На современных машинах при достижении критического уровня нагрева загорается специальная лампа с пиктограммой в виде термометра — при появлении такого тревожного сигнала следует ехать на высокой скорости с низкими оборотами двигателя, чтобы создать естественное охлаждение силового агрегата.

Некоторые автомобили также оснащаются датчиком давления масла с индивидуальным циферблатом — лампа Check Engine нередко загорается, когда его стрелка находится в красной зоне. При отсутствии циферблата стоит обратить внимание на лампочку с пиктограммой маслёнки, которая загорается при чрезмерно низком уровне смазки в двигателе. В подобном случае нужно заглушить двигатель, подождать приблизительно 5–10 минут и проверить уровень масла, используя специальный щуп. Если лампа Check Engine загорелась из-за недостатка масла, стоит долить его либо отправиться к ближайшему специализированному магазину. В противном случае проблема заключается в неисправном масляном насосе, который может потребовать серьёзного ремонта — решить такую проблему самостоятельно не представляется возможным, и вам нужно двигаться к ближайшему СТО.

Встречаются и ситуации, когда лампа Check Engine мигает — это также может относиться к сигнализатору автоматической трансмиссии, если таковая установлена на автомобиль. В большинстве случаев это означает, что неисправность заключается в электронном блоке управления. При мигающем сигнале Check Engine машина нередко переходит в аварийный режим, самостоятельно ограничивая скорость движения и максимальные обороты двигателя. Стоит запомнить ещё один сигнал, подаваемый машиной — если лампа Check Engine загорается при повороте ключа и гаснет несколько секунд спустя, это означает, что блок управления проводит диагностику, и никакой реальной опасности, угрожающей мотору, не существует.

Ваши действия

Чтобы устранить проблему, необходимо отправиться на специализированное СТО, оснащённое соответствующим электронным оборудованием. После краткой диагностики специалист изложит сущность поломки, на которую указывает сигнал Check Engine, и определит стоимость ремонта. В некоторых случаях диагностика не выявляет никаких отклонений, и после её выполнения лампа Check Engine погасает самостоятельно. Специалисты говорят, что виной ложного срабатывания являются накопленные ошибки, вызванные некачественным бензином, примесями в воздухе, попаданием влаги на электрические компоненты.

Избавиться от ошибок можно и самостоятельно, не используя диагностического сканера. Опытные автомобилисты, которые знают, как снять ошибку, советуют для этого откручивать клеммы аккумулятора и откладывать их в сторону, не допуская короткого замыкания. При неработающем моторе автомобиль должен быть отключён от батареи приблизительно 10–20 минут. Если всё выполнено правильно, при подключении клемм вы увидите обнулившиеся часы и погасшую лампочку Check Engine. Однако так можно решить только проблему с накопленными ошибками — при более серьёзных поломках лампочка Check Engine вновь загорится в течение первого же дня использования автомобиля.

Отправляясь на СТО, обязательно соблюдайте щадящий для автомобиля режим движения, поскольку вы не можете наверняка быть уверены, почему появился сигнал Check Engine. Для этого нужно:

  • Уменьшить скорость движения до 60 км/ч;
  • Стараться не превышать уровень оборотов в 2500 об/мин;
  • Отключить кондиционер и любое дополнительное оборудование;
  • Выключить мультимедийную систему и все ненужные в данный момент электроприборы;
  • Избегать резких стартов и торможений, скоростного прохождения поворотов.

Лучше избегать движения ночью, поскольку фары создают дополнительную нагрузку на мотор, однако при отсутствии альтернатив можно передвигаться и в тёмное время суток, соблюдая соответствующие предосторожности. Только когда специалисты определят, почему загорелся сигнал Check Engine, можно переходить к нормальному стилю вождения.

Никакой паники

При обнаружении сигнала Check Engine паниковать не стоит, поскольку автомобиль может не требовать серьёзного ремонта. Вначале стоит попробовать самостоятельно устранить мелкие проблемы, связанные с неправильной установкой крышек баков, проводов и трубок. Если лампа Check Engine продолжает гореть, неисправность стоит искать глубже — в свечах, бензонасосе и высоковольтных проводах. При отсутствии поломок в этих компонентах стоит рассмотреть наиболее важные компоненты автомобиля — электронный блок управления, катушки зажигания, каталитический нейтрализатор. Если проблему найти самостоятельно не удаётся, и лампа Check Engine продолжает гореть, стоит обратиться к специалисту, который проведёт компьютерную диагностику автомобиля.

365cars.ru

Что значит Check Engine в машине и что делать, если он загорелся

Общеизвестно, что современные автомобили далеко ушли от своих предшественников не только в области дизайна и комфорта, но и в отношении электроники.

Последний фактор вряд ли можно считать преимуществом в отношении надежности, однако факт есть факт, и современному автолюбителю приходится с этим мириться. Впрочем, система впрыска в силовых агрегатах, пришедшая в угоду экологии на замену традиционному карбюратору, имеет и существенное удобство – систему самодиагностики, благодаря которой можно узнать о возникновении неполадок в работе двигателя.

На большинстве автомобилей срабатывание данной системы характеризуется включением индикатора Check Engine на панели приборов. О том, что представляет собой данная система и от чего загорается индикатор, мы и поговорим в данной публикации.

Перевод Check Engine

Индикатор с надписью Check Engine, что в переводе с английского на русский означает «Проверьте двигатель», предназначен для сигнализации о возможной неисправности в силовом агрегате автомобиля.

Он выводится в случае, если электронный блок управления двигателем (ЭБУ) зафиксировал ошибку в работе одного из узлов и агрегатов. Для того, чтобы лучше понять, как это происходит, следует кратко остановиться на работе всей системы самостоятельного диагностирования современных автомобилей.

Итак, система самодиагностики авто включает в себя следующие компоненты:

  • электронные датчики важнейших элементов системы впрыска топлива и выпускной системы;
  • блок управления зажиганием, обрабатывающий информацию от датчиков и регулирующий подачу топлива сообразно полученным данным;
  • аварийную систему индикации, оповещающую водителя о возможных проблемах в работе тех или иных узлов, зафиксированных датчиками (именно она, собственно говоря, и зажигает «Чек» на панели приборов).

Таким образом, загоревшийся Чек Энджин может означать, по идее, любую неполадку либо выход из строя датчика.

Собственно говоря, владельцы автомобилей без бортового компьютера сталкиваются именно с такой ситуацией – автомобиль посредством индикатора информирует своего владельца о неполадке, однако узнать, насколько она серьезна, не представляется возможным без подключения диагностического сканера.

Такой сканер позволяет получить доступ к памяти электронного блока управления и считать код неполадки, согласно которому можно с высокой точностью установить причину неисправности.

Надо сказать, что многие авто с бортовым компьютером также располагают этой возможностью, что, безусловно, гораздо удобнее.

Загорелась лампочка неисправности двигателя — возможные причины

Причин для срабатывания лампочки Чек Энджин на приборной панели существует довольно много. Постараемся рассказать о них в порядке убывания вероятности:

  • Низкое качество топлива (при этом нарушается чистота выхлопа, что приводит к сбоям в работе лямбда-зонда и выводе предупредительного сигнала).
  • Выход из строя одного или нескольких  датчиков.
  • Нарушение состава топливной смеси ввиду выхода из строя отдельных узлов системы.
  • Нарушение подачи топлива в двигатель.
  • Механические неисправности силового агрегата.

Видео — горит Chek неисправности двигателя:

Как видим, серьезные неполадки двигателя, связанные с механическим выходом из строя узлов и агрегатов, является далеко не главной причиной появления тревожного сигнала.

Что делать, если горит ЧЕК неисправности двигателя

В случае, если загорелся Чек Энджин, следует, в первую очередь, определить серьезность поломки. Для этого необходимо:

  • Понаблюдать за «поведением» автомобиля и определить, влияет ли неисправность на работу силового агрегата. В частности, обратить внимание на стабильность его работы на холостых оборотах, тягу и т.д. То есть понять, изменилась ли работа мотора с момента появления сигнала.
  • Если автомобиль оснащен бортовым компьютером, просмотреть код ошибки, после чего соотнести его с картой кодов, которую можно найти в литературе по ремонту вашего автомобиля либо в сети Интернет. Данный способ, собственно говоря позволит определить неполадку с высокой степенью точности.
  • В случае, если бортового компьютера в автомобиле нет, можно попытаться скинуть горящий «Чек» самостоятельно. Ведь нередко причиной его появления может служить сбой в работе программного обеспечения или электрики. Для этого откройте капот и отсоедините клемму аккумуляторной батареи на 10 минут, полностью обесточив автомобиль. Есть вероятность, что при повторном присоединении клеммы и запуске двигателя список временных ошибок в ЭБУ обнулится и тревожный сигнал исчезнет.
  • В случае, если сбои в работе мотора присутствуют, а сам «Чек» не исчезает после отключения питания, имеет смысл произвести диагностику мотора с помощью внешнего сканера в условиях сервиса. Мастера «снимут» показания ЭБУ и смогут определить код ошибки. Данную процедуру можно выполнить и самостоятельно, но для ее осуществления вам потребуется сервисных сканер либо специальный шнур для подключения ПК к сервисному разъему автомобиля, а также специализированное программное обеспечение. Поскольку и тот и другой варианты довольно дороги, подобная покупка оправдана лишь в том случае, если вы планируете заниматься диагностикой профессионально. Покупка подобного оснащения для личных нужд вряд ли окажется экономически оправданной.

Стоит рассказать и еще об одной особенности. Дело в том, что сигнализатор Check Engine не всегда может гореть постоянно. Нередки случаи, когда автовладелец замечает, что на панели приборов загорелся Чек Энджин и погас. Подобные «плавающие» неисправности часто свидетельствуют о низком качестве используемого топлива.

Видео — что можно попробовать сделать, если горит ЧЕК неисправности двигателя на ВАЗ:

Если вы замечаете подобные «симптомы», имеет смысл сменить АЗС и понаблюдать за дальнейшим «поведением» индикатора. С высокой долей вероятности, лампа перестанет загораться. Кроме того, при заправке свежим топливом воспользуйтесь вышеупомянутым советом и обесточьте автомобиль на десять минут. Эта процедура позволит стереть временные ошибки из памяти центрального блока управления двигателем автомобиля.

Появление значка неисправности двигателя на ряде моделей автомобилей происходит и по некоторым, характерным именно для авто данной марки, причинам.

В частности, известен факт, что Check Engine загорался на автомобилях Chevrolet Lanos (Zaz Chance) практически сразу после покупки, на пробеге в 10-15 тысяч километров. Этот нюанс не был связан с какими-либо техническими неисправностями и устранялся перепрошивкой блока управления двигателем. Фактически, речь шла просто о заводском браке в программном обеспечении.

Выводы

Как видим, появление значка Check Engine далеко не всегда говорит об опасной поломке. Тем не менее, заводские инструкции автопроизводителей при срабатывании сигнализатора однозначно рекомендуют проведение как можно более оперативной диагностики и запрещают эксплуатацию транспортного средства до выявления причины поломки.

На практике к этим советам действительно следует прислушиваться, и связано это с тем, что сигнализатор может информировать как о весьма простой неполадке, которая не влияет на безопасность движения, так и о серьезных механических поломках, при которых дальнейшее использование авто невозможно.

По этой причине мы рекомендуем сразу после того, как на приборной панели загорелся «Чек», установить причину его появления и произвести диагностику. Только так можно уберечься от серьезных хлопот и оперативно выявить неисправность в автомобиле.

Прочитайте про гидрокомпенсатор что это такое и как он работает.

Вопросы обслуживания автомобильного аккумулятора рассмотрены в этой статье, там же есть информация как его восстановить.

О строительстве новой трассы  https://voditeliauto.ru/novosti/avto-trassa/platnaya-doroga-moskva-sankt-peterburg-m-11.html Москва — Санкт-Петербург.

Видео — как убрать ЧЕК двигателя на Тойота Камри:

Может заинтересовать:

voditeliauto.ru


Смотрите также