Что такое адсорбер в автомобиле


признаки неисправности и проверка клапана продувки

Адсорбер появился в системе питания автомобильных двигателей после ужесточения экологических требований. Стало недопустимым выбрасывать в атмосферу углеводороды, к которым относится бензин в виде незаметных испарений. Пары стали собирать в специальном накопителе, который периодически автоматически продувался, а бензин использовался по прямому назначению.

Содержание статьи:

 Нужен ли в машине адсорбер и где он находится

С точки зрения автомобилиста, не озабоченного сбережением окружающей среды от загрязнений, адсорбер только зря занимает полезный объём автомобиля и усложняет его конструкцию.

Но поскольку машин стало много, и их вклад в издевательство над экологией стали замечать даже самые отъявленные любители бензина в крови, вопрос был решён законодательно. Теперь адсорбер действительно нужен, как минимум чтобы не нарушать технический регламент.

Читайте также: Как работает Вакуумный Усилитель Тормозов

Кроме экологических, моральных и юридических обоснований, необходимость этого накопителя в настоящее время вызывается также и тем, что современный автомобиль настроен таким образом, что без адсорбера нормально работать не сможет.

Его роль закреплена в программе электронного блока управления впрыском топлива, поэтому без переделок удалить его уже нельзя.

Располагается крупная пластиковая банка с наполнителем обычно в подкапотном пространстве, хотя встречаются и варианты её размещения под днищем машины, а также под передним бампером или в иных внутренних полостях кузова.

От неё протянуты шланги с клапанами к бензобаку и впускному коллектору.

 Принцип работы и устройство адсорбера

В пластмассовом корпусе узла расположен наполнитель, просто активированный уголь или более сложное вещество. От него требуется высокая пористость и способность адсорбировать пары бензина, то есть сохранять их в себе, отделяя от воздуха.

Корпус герметичен, сверху на нём имеются входные и выходные пластиковые штуцеры, обычно под быстросъёмные соединители, а также встречается интегрированное крепление электрического клапана продувки со своим разъёмом.

Во время работы двигателя давление в баке автомобиля изменяется. В те времена, когда об экологии не заботились, проблема решалась простым дренажным отверстием в его пробке.

Сейчас при вентиляции бака необходимо отделять углеводороды, то есть пары бензина от атмосферного воздуха. Для этого из верхней части бака делается отвод, соединённый шлангом через сепаратор и систему клапанов безопасности с внутренним пространством адсорбера.

Пары бензина, проходя через активированный уголь, отделяются и задерживаются его пористой структурой, что очень похоже на принцип действия противогаза.

Воздух же проходит далее в атмосферу через штуцер сапуна адсорбера. При высокой температуре и интенсивной эксплуатации запас ёмкости устройства быстро исчерпается, и бензин придётся куда-то удалять.

Для этого в работе автоматики автомобильного двигателя предусмотрен специальный режим продувки адсорбера через соответствующий клапан, который соединён шлангом с дроссельным пространством впускного тракта. Обычно прямо к впускному коллектору. Продувка происходит за счёт имеющегося там разрежения.

Должны быть соблюдены некоторые условия, чтобы электронный блок управления двигателем (ЭБУ) подал команду на продувку:

  • двигатель не должен работать на холостом ходу, что определяется по оборотам и нажатию педали акселератора;
  • температура охлаждающей жидкости и забортного воздуха находятся в предусмотренных программой диапазонах;
  • скорость вращения коленвала и расход воздуха двигателем определяют темпы продувки адсорбера.

Регулирование потока продувки производится в ключевом режиме, то есть клапан открывается и закрывается с определённой частотой, а время его относительного нахождения в закрытом и открытом состояниях определят производительность режима.

Статья по теме: Моторное масло с Молибденом: плюсы и минусы

Он не должен влиять на основные задачи мотора – ровную тягу, высокую отдачу и стабильную работу.

Во время продувки воздух забирается через штуцер сапуна адсорбера, проходит под действием перепада давлений через поглощающую начинку, насыщается парами бензина и отправляется во впускной коллектор для сгорания в цилиндрах в составе топливовоздушной смеси.

Устройство подготавливается к приёму следующих порций паров из бензобака.

 Неисправности

Узел достаточно надёжен, редкие проблемы с ним проявляются как:

  • поломки штуцеров из-за естественного старения пластмассы;
  • загрязнение активированного угля от большого срока службы, вплоть до полной непроходимости;
  • электрические и механические отказы клапана продувки;
  • замыкания и потери контакта в электропроводке;
  • потеря герметичности шлангов из-за отвердения резины.

Всё это приводит к повышению или уменьшению оборотов холостого хода, неуверенному запуску, повышению расхода и снижению тяги. Обычно ЭБУ замечает отклонения и высвечивает ошибку на панели приборов.

Существует даже отдельный раздел типовой таблицы кодов ошибок, посвящённый аппаратуре улавливания паров бензина.

 Как проверить клапан продувки адсорбера

Перед снятием, внушающего подозрение клапана, надо отсоединить аккумуляторную батарею, чтобы не накапливать ненужные ошибки, поскольку ЭБУ заметит обрыв цепи после снятия разъёма.

Демонтированный клапан должен быть нормально закрыт, то есть не продуваться, если на него не подано питание. Это можно проверить, подав на его вход небольшое давление воздуха. Утечек быть не должно, хотя в реальности поработавший клапан может немного пропускать.

Это не так критично, как у шинного вентиля, но всё же нежелательно. Этот расход добавочного воздуха вынужден будет парировать регулятор холостого хода, а его возможности не безграничны.

Для дальнейшей проверки на клапан следует подать напряжение от аккумулятора автомобиля. Его соленоид должен со щелчком уверенно сработать, а нагнетаемый воздух начать свободно проходить со входа на выход. При снятии напряжения исправный клапан с таким же щелчком возвращается в исходное состояние, блокируя поток.

При работе двигателя на холостых оборотах от клапана никаких щелчков не должно быть слышно, а со стороны шлангов не раздаваться шипения подсасываемого воздуха.

Это надо знать: Бронирование фар пленкой фото и видео инструкция

Посторонний кислород во впускном коллекторе недопустим, он разбалансирует всю систему питания. Когда продувкой занимается ЭБУ, он учитывает все влияния поступающих мимо дросселя и всех датчиков бензина и воздуха. Более того, мозг машины насторожится, если этого не произойдёт по его команде.

Адсорбер с сопутствующей арматурой настолько надёжен, что о его существовании часто забывают даже профессионалы. И если анализ кодов ошибок не даст нужной информации, а запах бензина в салоне не станет дополнительным намёком, то поиск и ремонт непонятных неполадок в работе двигателя может потребовать массу времени и средств.

К тому же сам узел иногда нуждается в плановых заменах, поскольку через него проходит наружный воздух, а он не всегда чист. Это похоже на работу воздушного и салонного фильтров, хотя через них поток несравнимо больше и о них мало кто забывает.

Статья об адсорбере от Free Dictionary

- базовый промышленный аппарат для проведения адсорбции. Порционные адсорберы и непрерывные адсорберы доступны.

В периодическом адсорбере газообразная смесь или жидкость, из которой должны быть извлечены различные компоненты, поступает в адсорбер (рис. 1) через верхнюю впускную трубу, проходит через слой пористого адсорбента, который поддерживается на горизонтальном экране, и представляет собой снят с аппарата

Рисунок 1. Адсорбер периодического действия

Рисунок 2. Адсорбер с псевдоожиженным адсорбентом

через нижнюю выпускную трубу. Десорбция начинается после того, как слой адсорбента достигает насыщения, что определяется прорывом поглощаемого газа или жидкости. Слой адсорбента нагревается паром, который входит через канал, так что газы извлеченных материалов вытесняются из слоя адсорбента через выпускное отверстие трубы для конденсации и дальнейшей обработки. Затем адсорбент сушат горячим газом и процесс возобновляется после охлаждения оборудования.

Непрерывные адсорбционные колонны обычно используются в промышленности; они состоят из двух или более адсорберов, описанных выше, которые используются альтернативно для адсорбции газа. После насыщения слоя адсорбента в первой адсорбционной колонне поток газа переключается на вторую адсорбционную колонну, так что первый слой адсорбента успевает подвергнуться десорбции, сушке и охлаждению, после чего он используется для абсорбции, пока вторая адсорбционная колонна подвергается десорбции, сушке и охлаждению.

В непрерывных адсорберах, известных как гиперсорберы, гранулированный адсорбент движется вниз по вертикальной башне с адсорбцией, происходящей в верхней части башни, и десорбцией, вызванной нагревом, происходящим в нижней части башни.

В дополнение к гиперсорберам также используются непрерывные адсорберы с псевдоожиженным адсорбентом, как на рисунке 2. Стенки одноступенчатого адсорбера поддерживают распределительный экран, через который газ движется вверх и превращает мелкозернистый адсорбент в псевдоожиженный слой.Адсорбент постоянно движется вверх и удаляется через разрядную трубку для десорбции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Серпионова Е. Н. Промышленная адсорбция газов и паров . М., 1956.
Романков П. Г., В. Н. Лепилин. Непрерывная адсорбция паров и газов . Ленинград, 1968.

.

Что делает компьютер в машине?

Все автомобили, выпускаемые сегодня, содержат как минимум один компьютер. Он отвечает за мониторинг выбросов двигателя и регулировку двигателя, чтобы выбросы были как можно ниже. Компьютер получает информацию от множества различных датчиков, в том числе:

  • Датчик кислорода
  • Датчик давления воздуха
  • Датчик температуры воздуха
  • Датчик температуры двигателя
  • Датчик положения дроссельной заслонки
  • Датчик детонации
  • Датчик кислорода

Используя информацию от этих датчиков, компьютер может управлять такими вещами, как топливные форсунки, свечи зажигания и частота вращения на холостом ходу, чтобы добиться максимальной производительности двигателя при сохранении низкого уровня выбросов.Компьютер также может определять, что что-то пошло не так, и может информировать водителя с помощью индикатора «Проверка двигателя». Механик может прочитать диагностический код с компьютера и устранить проблему.

В зависимости от того, насколько дорогой автомобиль, могут быть все виды других компьютеров. Например:

  • Вероятно, есть компьютер, управляющий автоматической коробкой передач.
  • Если автомобиль оснащен антиблокировочной системой тормозов, есть компьютер, считывающий скорость вращения колеса и контролирующий тормоза.
  • Многие системы подушек безопасности имеют свои компьютеры. вход или система безопасности имеет компьютер для этих систем
  • У современных систем климат-контроля часто есть компьютеры
  • В некоторых автомобилях теперь есть сиденья с электроприводом и зеркала, которые могут запоминать настройки для нескольких водителей, и они содержат компьютеры
  • Любое радио или проигрыватель компакт-дисков с цифровым дисплеем содержит собственный компьютер
  • Системы круиз-контроля используют компьютеры

Другими словами, современный роскошный автомобиль - это подвижная компьютерная сеть.Удивительно, сколько встроенных контроллеров может иметь автомобиль.

Так в чем же заключалась сделка о том, что наши машины будут запущены 1 января 2000 года? Ничего. Компьютеры в наших автомобилях понятия не имеют, какая сегодня дата, потому что она не имеет отношения к их расчетам. Если вы вынете аккумулятор из автомобиля, чтобы заменить его, все компьютеры потеряют питание. Ваше радио, например, может забыть свои предустановленные станции. Тем не менее, вам не нужно сбрасывать дату на любом из этих встроенных компьютеров, потому что ни один из них не заботится.

Вот несколько интересных ссылок:

,
Контроль методом управления - адсорбер с активированным углем | База знаний по мониторингу выбросов в атмосферу

Описание

При адсорбции газообразные загрязнители удаляются из воздушного потока путем переноса загрязнителей на твердую поверхность адсорбента. Активированный уголь является наиболее часто используемым адсорбентом, хотя могут использоваться цеолиты, полимеры и другие адсорбенты. Существует ограничение на массу загрязняющих веществ, которые могут быть собраны адсорбентом. Когда этот предел достигнут, адсорбент больше не эффективен для удаления загрязняющих веществ.Для восстановления способности улавливать газообразные загрязнители адсорбенты обычно «регенерируются»; то есть загрязняющее вещество десорбируется (удаляется) из адсорбента. Эта регенерация может происходить вне или на месте.

В наиболее распространенных типах адсорбционных систем используются неподвижные слои (в отличие от псевдоожиженных слоев или подвижных слоев, которые распространены в концентраторных системах). Один тип регенерирует на месте; второй тип, называемый угольным барабаном, использует регенерацию за пределами площадки. Углеродные барабанные системы - это системы с низкими капитальными затратами, используемые только при низких расходах воздуха и массовых расходах загрязняющих веществ.Регенерация, как локальная, так и внешняя, обычно использует либо повышенные температуры (то есть термическую десорбцию, иногда с использованием пара), либо давление ниже атмосферного (вакуумная регенерация). В некоторых случаях растворитель, извлеченный в результате десорбции (например, толуол из операций печатной ротогравюрной печати), повторно вводят в процесс; в других случаях он утилизируется.

Несколько типов емкости важны для адсорберов. Емкость насыщения - это максимальная емкость, которую может удерживать адсорбент.Однако до того, как емкость насыщения достигнута, адсорбент достигает своей прорывной емкости, которая представляет собой количество загрязняющего вещества, которое может быть адсорбировано до того, как значительная концентрация загрязняющего вещества выйдет из слоя или пробьется через слой. Пяточная способность - это количество загрязняющего вещества, которое остается в ложе после его регенерации. Рабочая емкость - это разница между прорывной способностью и каблуком и представляет количество материала, которое может адсорбироваться в каждом рабочем цикле. Типичная работоспособность составляет 10-20 фунтов загрязняющих веществ на 100 фунтов углерода.

Адсорбционные системы обычно ограничены источниками, генерирующими органические соединения, имеющие молекулярную массу более 50 и менее приблизительно 200. Низкомолекулярные органические вещества обычно недостаточно адсорбируются. Соединения с высокой молекулярной массой адсорбируются так сильно, что трудно удалить эти материалы из адсорбента во время цикла десорбции. Эти молекулярные массы приведены в качестве руководства, и пригодность адсорбционной системы следует рассматривать в каждом конкретном случае.

Для получения дополнительной информации см. Вставку Подробнее о углеродных адсорберах.

Информация о мониторинге

Основными показателями эффективности углеродных адсорберов являются концентрация ЛОС на выходе из адсорбера; параметры регенерации, включая время цикла регенерации, общий поток регенерационного потока (пара или азота) или вакуум, достигнутый во время регенерации; и выборка активности углеродного слоя. Другие показатели эффективности адсорбера включают рабочую температуру слоя, температуру газа на входе, расход газа, концентрацию ЛОС на входе, перепад давления, влажность газа на входе и контроль утечки.

Технический руководящий документ (TGD) по контролю за соблюдением требований (CAM) предоставляет источник информации о подходах к мониторингу для различных типов контрольных устройств. Конкретная информация, представленная в CAM TGD, относящаяся к адсорбции углерода, включает примеры документов CAM, основанных на тематических исследованиях реальных установок. Смотрите рамку Подробнее о мониторинге и правиле CAM.

стоит

Затраты на адсорбцию углерода обсуждаются в Руководстве по затратам на контроль загрязнения воздуха EPA * , EPA / 452 / B-02-001, раздел 3.1, Глава 1 - Углеродные адсорберы (42 стр., 542 К, О PDF). Затраты на системы мониторинга, как мониторы непрерывного выброса, так и системы параметрического мониторинга, рассматриваются в Руководстве по затратам на контроль загрязнения воздуха EPA, EPA / 452 / B-02-001, раздел 2, глава 4 - Мониторы (42 стр., 542 K, О PDF).

,

Смотрите также

Автопрофи, г. Екатеринбург, ул. Таватуйская, 20.