Таблица классификации моторных масел


Классификация моторных масел по SAE, API, ACEA и ГОСТ их марки и характеристики

Существует много видов моторных масел с различными параметрами, которые зашифрованы в символьных обозначениях. Для того чтобы правильно выбрать масло для двигателя необходимо понимать, что скрыто за буквенно-числовым набором, какая классификация используется и какими характеристиками обладает такое масло.

Содержание статьи:

Но обо всем более подробно будем разбираться в этой статье.

Какова роль масла в автомобиле

Первоначально функцией моторного масла было смазывание шеек коленчатого вала, избавление от побочных продуктов износа и снижение температуры путем вывода жидкости в поддон двигателя.

В современной автоиндустрии функции моторных жидкостей стали заметно шире и изменился состав под осуществление новых функций.

Базовые функции машинного масла:

  • защита деталей и рабочих поверхностей от трения за счет образования на них тонкой устойчивой пленки;
  • предупреждение появления коррозии;
  • охлаждение мотора путем отвода рабочей жидкости в поддон, находящийся в самом низу двигателя;
  • удаление из мест повышенного трения отходов механического износа;
  • удаление продуктов сгорания топливной смеси, таких как нагар, сажа и других.

К основной составляющей моторного масла добавляются различные присадки, которые могут удалять загрязнения, удерживать пленку, образованную на трущихся деталях и выполнять другие функции.

Как классифицируются моторные масла

Разработчики двигателей подбирают моторные масла и требования к ним в зависимости от особенностей конструкции и условий работы.

Читайте также: Механическая Коробка Передач (МКПП) устройство и принцип работы для чайников

Можно заливать неоригинальные моторные жидкости, но с учетом класса качества и групп качества, рекомендаций производителя. Правильно подобранное неоригинальное масло, удовлетворяющее всем критериям производителя, не является основанием для отказа в гарантийном ремонте в случае выхода из строя двигателя.

SAE

Признанной во всем мире классификацией масел для двигателей является SAE — градация по вязкости в зависимости от температуры внешней среды, при которой функционирует двигатель.

При изменениях внешних температур меняется вязкость рабочей жидкости, при низких температурах для оптимальной работы мотора масло должно оставаться достаточно текучим, а при высоких — достаточно густым для защиты мотора.

По стандартам SAE машинные масла разделяются на семнадцать классов от 0W до 60W.

Среди них восемь зимних (первые числа — 0; 2,5; 5; 7,5; 10; 15; 20; 25) и девять для эксплуатации в летнее время (2; 5; 7,5; 10; 20; 30; 40; 50; 60).

Первое число сообщает минимальную минусовую температуру, при которой прокачивается масло в двигателе насосом и обеспечивается безопасный запуск мотора.

Второе число характеризует вязкость моторной жидкости при высоких температурах, чем больше число — тем гуще жидкость при высоких температурах.

Разделение обоих чисел W говорит о всесезонности применения моторных жидкостей.

Наиболее распространенными в России индексами вязкости для холодного запуска мотора (первые цифры — температура) являются:

  • 0W ниже -35°C;
  • 5W до -30°C;
  • 10W до -25°C;
  • 15W до -20°C;
  • 20W до -15°C.

Наиболее распространенными в России вторыми числами индексов, характеризующих максимальную внешнюю температуру, являются:

  • 30 +25°C;
  • 40 от +30°C до +45°C (в зависимости от первых чисел — при 0W +30°C, при 5W +35°C, при 10W +35°C, при 15W и 20W +45°C).

При умеренно холодной зиме и не жарком лете рекомендовано заливать масло 10W, как более универсальное, подходящее для многих автомобилей. При очень холодных зимах следует заливать рабочую жидкость с индексом 0W или 5W.

Современным моторам с пробегом не более 50% от запланированного ресурса требуется масло с невысокой вязкостью.

API

Классификация API подразумевает разбивание рабочих жидкостей на две категории — «S» для бензиновых моторов и «C» для дизелей. Для моторных масел, подходящих как для бензиновых, так и для дизельных двигателей применяется двойная маркировка через дробь, например, SF/CH.

Читайте также: Автоматическая Коробка Передач АКПП — принцип работы, устройство и эксплуатация

Далее идет подразделение по уровню эксплуатационных качеств (вторая буква). Чем дальше вторая буква по порядку в алфавите, тем лучше такие машинные масла обеспечивают работу мотора и снижают расход жидкости на угар.

Классы машинных масел для бензиновых двигателей по качеству в зависимости от года выпуска:

  • SN для двигателей современных автомобилей с высоким экологическим классом и энергосбережением;
  • SM с 2004 г.в.;
  • SL с 2000 г.в.;
  • SJ с 1996 г.в.;
  • SH с 1993 г.в.

Масла класса SN рекомендованы для замены более ранних.

Классы моторных жидкостей для дизельных двигателей по качеству в зависимости от года выпуска:

  • CJ с 2006 г.в., для обеспечения максимальной защиты окружающей среды от вредных выбросов в атмосферу;
  • CL с 2002 г.в., с учетом норм экологичности 2002 г., а с окончанием PLUS введен в 2004 г.с повышенными экологическими требованиями 2004 г.;
  • CH с 1998 г.в., для работы на высоких скоростях с учетом норм экологичности 1998 г.;
  • CG с 1995 г.в., для условий работы при повышенных нагрузках и высокоскоростных режимах;
  • CF-2 для моторов не с прямым впрыском с 1994 г.в., CF-4 с 1990 г.в. для двигателей работающих в высокоскоростных режимах;
  • CE с 1993 г.в. для условий работы при повышенных нагрузках.

Цифра 2 или 4 через дефис обозначает двухтактный или четырехтактный двигатель. Все современные автомобили обладают четырехтактным мотором.

Моторные жидкости классов SM и SN подходят для турбированных моторов.

ACEA

Классификация ACEA является европейским аналогом API.

В самой последней редакции 2012 г. масла для двигателей подразделяются на категории:

  • A/B для бензиновых (А) и дизельных (В) моторов;
  • C для дизельных и бензиновых моторов с повышенным экологическим классом и наличием сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов;
  • E для дизельных моторов тяжелого автотранспорта.

Классы и основные характеристики согласно самой последней редакции:

  •  A1/B1 предназначены для применения в бензиновых и дизельных моторах легковых автомобилей, увеличенный интервал для замены, низкий коэффициент трения;
  • A3/B3 предназначены для использования в высокофорсированных бензиновых и дизельных моторах легковых автомобилей, увеличенный интервал для замены, тяжелые условия работы, всесезонность;
  • A3/B4 предназначены для использования в высокофорсированных бензиновых и дизельных моторах, экономия топлива;
  • A5/B5 предназначены для использования в высоконагруженных бензиновых и дизельных моторах легковых автомобилей, увеличенный интервал для замены;
  • C1 и С2 заливаются в высокофорсированных дизельные и бензиновые моторы легкового транспорта, снабженными сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами, низкий коэффициент трения, экономия топлива и продления ресурсов сажевых фильтров и катализаторов, различаются по содержанию различных присадок;
  • C3 и С4 предназначены для высокофорсированных дизельных и бензиновых моторов легкового транспорта, снабженными сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами, продляют ресурсы сажевого фильтра и катализатора, различаются по количеству присадок;
  • E6 предназначены для дизельных моторов грузового транспорта работающих в особо тяжелых режимах, оборудованными сажевыми фильтрами и нейтрализаторами, увеличенный интервал для замены;
  • E7 предназначены для дизельных моторов грузового транспорта работающих в особо тяжелых режимах, оборудованными системами рециркуляции нейтрализаторами, без сажевых фильтров, увеличенный интервал для замены;
  • Е9 предназначены для самых современных дизельных моторов с повышенной нагрузкой и жесточайшими требованиями к экологичности, как с сажевым фильтром, так и без него, продленный интервал для замены.

ILSAC

Классификация масел для двигателей ILSAC предназначена для сертификации и лицензирования рабочих жидкостей для моторов легкового транспорта производства США и Японии.

Читайте также: VIN номер автомобиля: зачем нужен и как его расшифровать

Особенности машинных жидкостей по классификации ILSAC:

  • энергосбережение;
  • снижение расхода топлива;
  • низкая вязкость;
  • стойкость к вспениванию;
  • малая летучесть;
  • защита от засорения каталитических нейтрализаторов за счет низкого содержания фосфора.

Классы качества и год введения:

  • GF-1 устаревший класс, соизмеримый с AРI SH, по индексу вязкости SAE 0W, 5W, 10W при вторых числах 30, 40, 50, 60;
  • GF-2 с 1996 года, соизмеримый с AРI SJ, по индексу вязкости SAE 0W, 5W, 10W со вторыми числами 20, 30, 40, 50, 60;
  • GF-3 с 2001 года, соизмеримый с AРI SL, отличие от GF-2 и API SJ состоит в улучшенных противоизносных и антиокислительных характеристик и энергосберегающих параметрах;
  • GF-4 с 2004 года соизмеримый с AРI SM с энергоэффективными характеристиками и улучшенными очищающими и антиокислительными свойствами, по индексам SAE — 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30, 10W-30, совместимы с каталитическими нейтрализаторами;
  • GF-5 с 2010 года, отличается от GF-4 увеличенными энергоэффективными и противоизносными свойствами и совместимостью со всеми системами экологической защиты.

ГОСТ

Классификация машинных масел согласно ГОСТ 17479.1 первоначально была принята в СССР в 1985 году, но с учетом изменений в автомобилестроении и требованиям для защиты окружающей среды, последняя редакция была в 2015 году.

Классификация машинных масел по ГОСТ в соответствии с международными требованиями

В зависимости от области применения машинные масла подразделяются на группы от А до Е.

Как грамотно выбрать машинное масло

Автомобильные производители указывают рекомендуемое масло для двигателя и его допуски в инструкции по эксплуатированию. Возможен подбор масла по тем же критериям, оставшись при этом на гарантии. При грамотном подходе к выбору масла характеристики неоригинального масла ничем не будут уступать оригинальному, а в ряде случаев превосходить его.

Подбирать масла следует по классификациям SAE (вязкость) и API (по типу мотора и году выпуска). Рекомендуемые допуски по этим классификациям должны быть указаны в инструкции.

Рекомендации для подбора автомасла по вязкости:

  • при пробеге транспорта не более 25% от заложенного ресурса (новый мотор) требуется заливать автомасла SAE 10W-40 или 5W-40 независимо от сезона;
  • в технически исправный двигатель (пробег 26-74% от заложенного ресурса) рекомендовано заливать автомасла с вязкостью 10W-40, 15W-40 — в теплое время года, с вязкостью 5W-30, 10W-30 — в холодное время года, независимо от сезона – 5W-40;
  • в старый двигатель (пробег более 76% от заложенного ресурса) необходимо заливать автомасла с вязкостью 15W-40, 20W-40 — в теплое время года, а 5W-40, 10W-40 — зимой, независимо от сезона — 5W-40.

Читайте также: Что такое Антифриз — состав, характеристики, назначение

По классификации API моторные жидкости необходимо подбирать класса SМ или SN для современных бензиновых моторов, для дизельных не ниже СL-4 PLUS или СJ-4 для автомобилей с экологическим классом EURO-4 и EURO-5.

На что влияет неправильный выбор моторного масла

Неправильно подобранное машинное масло в ряде случаев рискует вылиться в крупные неприятности для мотора.

Поддельное или некачественное моторное масло может привести в худшем случае к заклиниванию двигателя, а в лучшем — к заметному увеличению расхода масла и его черноте при минимальном пробеге, к образованию отложений в двигателе и снижении планового пробега двигателя.

Если залить в двигатель масло с вязкостью ниже, чем рекомендовано производителем, то это может привести к повышенному расходу машинного масла, в связи с тем, что оно будет оставаться на стенках и увеличится угар. Если вязкость масла выше рекомендуемой производителем, то увеличится износ маслосъемных колец из-за образования более толстой пленки на рабочих поверхностях.

Грамотный подбор и покупка качественного моторного масла позволят мотору выходить не меньше заложенного производителями ресурса.

Классификация моторных масел - Большая Химическая Энциклопедия Система классификации вязкости моторного масла SAE, разработанная Обществом инженеров-автомобилестроителей (SAE), основанная на измеренной вязкости масла при температуре -18 ° C (-0,4 ° F) с использованием метода испытаний ... [Стр.209 ]

Марки 1-D и 2-D чаще всего используются в грузовых, железнодорожных и некоторых стационарных двигателях. Топливо сорта № 4-D используется в судовых и некоторых промышленных дизельных двигателях. Марки мазута и их предполагаемое применение указаны в ТАБЛИЦЕ 3-13.Федеральные классификации дизельного топлива приведены в ТАБЛИЦЕ 3-14. [Pg.57]

Категории обслуживания двигателя API - уровни качества бензина и дизельного двигателя, устанавливаемые совместно API, SAE и ASTM, и иногда называемые категориями SAE или API / SAE, которые ранее назывались классификациями обслуживания двигателя API. Категории услуг API следующие: [Pg.130]

SAE (Общество инженеров-автомобилестроителей) - организация, ответственная за установление многих стандартов автомобильной и авиационной промышленности США, включая классификацию вязкости моторных масел и трансмиссионных масел.См. SAE классы вязкости. [Стр.209]

В полностью синтетическом масле почти наверняка присутствует некоторое количество минерального масла. Химические компоненты, используемые для изготовления пакета присадок и улучшителя индекса вязкости (VI), содержат минеральное масло. Если учесть все эти аспекты, вполне возможно, что «полностью синтетическое» моторное масло превосходит минеральное масло (Шубкин, 1993). Синтетические масла подпадают под общую классификацию ASTM (а) синтетические углеводороды (поли-а-олефины, алкилированные ароматические соединения, циклоалифатические соединения) (б) органические сложные эфиры (сложные эфиры двухосновных кислот, сложные эфиры полиолов, сложные полиэфиры) (в) другие жидкости (полиалкиленгликоли, сложные эфиры фосфатов) , силикаты, силиконы, полифениловые эфиры, фторуглероды).[Стр.49]

Требования к смазочным материалам и технические характеристики. Разработка североамериканских систем классификации для SAE началась в 1911 году только на основе вязкости. В 1947 году API (Американский институт нефти) разработал систему классификации эксплуатационных характеристик моторных масел в отношении обычных, премиальных и сверхмощных смазочных материалов. К 1952 году API и ASTM (Американское общество по испытаниям и материалам) усовершенствовали систему для общей классификации моторных масел. В 1970 году была создана TRIPARTITE API, ASTM и SAE для управления совершенно новой системой классификации API, см. Рис.2.12 (Haycock, 1993). [Pg.57]

Система классификации API является открытой, поэтому при необходимости можно добавлять дополнительные классификации. Существует связь между классификациями обслуживания двигателей API и классификациями MIL, OEM и ACEA ранее изложенных стандартов качества масла. Эти отношения показаны в Таблице 2, ... [Pg.58]

японских производителей автомобилей. В целом, они полагались на систему классификации API, чтобы рекомендовать моторные масла для сервисных заправок.Существует параллель с Европой (CEC) в Японской организации по автомобильным стандартам. JASO разработала четыре процедуры испытаний двигателей, не дающие пределов прохождения / отказа. Параллель не завершена, потому что ни внутри, ни за пределами Японии производители транспортных средств не требуют проведения каких-либо из этих испытаний в соответствии со своими собственными спецификациями. [Стр.63]

Классификация индекса вязкости масла Используя Таблицу 1 (Приложение) и главу 2.5 в качестве справочных, запишите значения индекса вязкости для зимних и летних моторных масел.[Стр.64]

Классификация вязкости В описании масел класса SAE, таких как SAE 5 W, W обозначает вязкость, которая применима к теплым или зимним температурам, причем неправильное обозначение всесезонного моторного масла SAE 5W-20, SAE 10W -50 или SAE 5W-10W-30 ... [Pg.65]

Масла для дизельных двигателей, разработанные для этой службы, были введены в 1949 году. Эта классификация устарела. [Pg.303]

Категория обслуживания CG-4, предназначенная для соответствия стандартам выбросов выхлопных газов 1995 года для использования в высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателях Новая классификация для производства моторных масел для тяжелых условий эксплуатации.Процесс адсорбции характеризуется химической реакцией между адсорбатом и адсорбентом, где происходит обмен орбитальных электронов. [Стр.304]

Таблица 1. Класс вязкости моторного масла SAE J300 (апрель 1997) и ...
J183 Классификация моторного масла и классификация обслуживания двигателя (кроме «Энергосбережение») ... [Pg.355]

Вязкость моторного моторного масла является основным контролирующим свойством для производства и выбора для удовлетворения конкретных условий эксплуатации с использованием американской Классификация общества инженеров автомобильной промышленности (SAE).Масла с более высокой вязкостью стандартизированы при температуре 210 ° F (99 ° C), а более легкие масла, предназначенные для использования в условиях холодной погоды, стандартизированы при температуре 0 ° F (-18 ° C). [Pg.285]

J300 Классификация вязкости моторного масла, пересмотренная в мае 2004 года (Warrendale, PA Society of Automotive Engineers). [Стр.20]


.
нефтяных сервисных классификаций

Ханну Яяскеляйнен

Это предварительный просмотр статьи, ограниченный некоторым начальным содержанием. Полный доступ требует подписки DieselNet.
Пожалуйста, войдите в систему , чтобы просмотреть полную версию этого документа.

Аннотация : Был разработан ряд спецификаций масла, чтобы гарантировать, что смазочные материалы обеспечивают все функции смазочного масла, требуемые в современных двигателях. В США система классификации масел API обеспечивает простое обозначение моторных масел, чтобы гарантировать, что для двигателя выбран правильный тип масла.Системы классификации нефти также существуют в ЕС и Японии.

API Классификации

API Oil Service Категории

Система лицензирования и сертификации моторных масел API обеспечивает простое обозначение букв и цифр, что позволяет производителям двигателей и специалистам по продаже масел четко предоставлять пользователям информацию, которая им необходима для обеспечения выбора подходящего масла для двигателя. Каждое буквенное / цифровое обозначение идентифицирует категорию услуги (например,(CI-4), которая связана с серией испытаний, которые масло должно пройти, прежде чем ему будет разрешено нести это обозначение. Серия API «S» описывает стандарты на масла в основном для бензиновых двигателей, а серия API «C» описывает стандарты на масла для обслуживания дизельных двигателей. Описание сервисного символа API и знака категории можно найти в Руководстве по моторному маслу, опубликованном в API [1875] .

В таблице 1 приведены некоторые категории обслуживания серии API «C» и общие требования к рабочим характеристикам, которым должно соответствовать масло.Время от времени производители двигателей могут выдавать дополнительные требования, если не существует действующей классификации API, отвечающей их потребностям. Таблица 1 также предоставляет информацию о минимальной обратной совместимости конкретных категорий. Хотя новые масла категории обслуживания обычно обеспечивают обратную совместимость со старыми категориями обслуживания, они могут быть несовместимы со всеми более старыми категориями. Например, категория обслуживания CI-4 не обязана быть совместимой с категориями обслуживания CF или CF-2.Однако отдельные масла могут быть сконструированы таким образом, чтобы обеспечить дополнительную совместимость с теми, которые указаны в таблице 1. К 2012 году все категории обслуживания, кроме CH-4, CI-4 и CJ-4, были устаревшими, а новая находилась в стадии разработки. Распространенной причиной устаревания старых категорий является нехватка или возможности и детали для проведения некоторых ключевых испытаний двигателя.

Таблица 1
API нефтяных сервисных категорий
Категория Год выпуска Описание обслуживания двигателя Обратная совместимость
CF 1994

Предназначено для двигателей для бездорожья, которые используют топливо, содержащее более 0.5% серы. Обеспечивает контроль:

  • поршневых отложений
  • срыв поршня, кольца и гильзы
  • износ и коррозия медьсодержащих подшипников

Эта категория услуг была прекращена 30 декабря 2010 года.

CD
CF-2 1994

Предназначен для двухтактных дизельных двигателей. Обеспечивает контроль:

  • поршневых отложений
  • царапина на цилиндре и кольце
  • износ и коррозия медьсодержащих подшипников

Эта категория услуг была прекращена 31 августа 2009 года.

CD-II
Не обязательно соответствует требованиям масел CF или CF-4.
CF-4 1991

Предназначен для высокоскоростных 4-тактных дизельных двигателей большой грузоподъемности, соответствующих стандартам выбросов 1991 года Обеспечивает контроль:

  • поршневых отложений
  • срыв поршня, кольца и гильзы
  • коррозия и износ медьсодержащих подшипников
  • расход масла
  • Износ колец и вкладышей
  • сгущение масла от сажи

Эта категория услуг была прекращена 30 июня 2008 года.

CD и CE
CG-4 1995

Предназначен для высокоскоростных 4-х тактных дизелей, используемых в дорожных и внедорожных транспортных средствах и использующих топливо с содержанием серы менее 0,5%. Специально для двигателей, соответствующих стандартам выбросов 1994 года.

В дополнение к обеспечению контроля параметров, перечисленных для масел CF-4, классификация обеспечивает дополнительный контроль:

  • засорение масляного фильтра из-за сажи
  • сгущение масла в результате окисления
  • клапанный механизм износа
  • пенясь

Эта категория услуг была прекращена 31 августа 2009 года.

CD, CE и CF-4
CH-4 1998

Предназначен для высокоскоростных 4-тактных дизелей, соответствующих стандартам выбросов EPA США 1998 года и использующих топливо с содержанием серы менее 0,5%.

В дополнение к обеспечению контроля параметров, перечисленных для масел CG-4, классификация обеспечивает дополнительный контроль:

  • потеря вязкости из-за сдвига
  • отстой
  • масло летучести
CD, CE, CF-4 и CG-4
CI-4 2002 Предназначен для высокоскоростных 4-тактных дизельных двигателей, соответствующих требованиям стандартов выбросов EPA, введенных в действие в 2002 году.Сформулированы для поддержания долговечности двигателя, где используется EGR. Предназначен для использования с топливом с содержанием серы менее 0,5%.

В дополнение к обеспечению контроля параметров, перечисленных для масел CH-4, классификация обеспечивает дополнительный контроль:

  • Низкотемпературная прокачиваемость
  • Совместимость эластомера
  • высокотемпературная / с высокой сдвиговой вязкостью
CD, CE, CF-4, CG-4 и CH-4
CI-4 Plus 2004

Отвечает всем требованиям CI-4, но включает повышенную стойкость к сгущению масла от сажи и повышенную устойчивость к сдвигу.

CD, CE, CF-4, CG-4 и CH-4
CJ-4 2006

Предназначен для высокоскоростных 4-тактных дизельных двигателей, соответствующих нормам выбросов EPA, принятым в США в 2007 году.

В дополнение к обеспечению контроля параметров, перечисленных для масел CI-4, классификация обеспечивает дополнительный контроль:

  • сульфатная зола, содержание фосфора и серы
CI-4 и CI-4 Plus
CK-4 2017

Предназначен для высокоскоростных 4-тактных дизельных двигателей, соответствующих нормам выбросов EPA, принятым в США в 2007 году.

В дополнение к обеспечению контроля параметров, перечисленных для масел CJ-4, классификация обеспечивает дополнительный контроль:

  • моторное масло аэрация
  • окисление моторного масла
  • потеря вязкости из-за сдвига
CJ-4
FA-4 2017

Предназначен для некоторых высокоскоростных 4-тактных дизельных двигателей, соответствующих нормам выбросов EPA, принятым в США в 2017 году. Эта классификация обеспечивает те же преимущества, что и масла CK-4, но также предназначена для обеспечения преимуществ экономии топлива для двигателей большой мощности путем введения масел с более низкой температурой и высокой вязкостью сдвига, чем масла CK-4.

нет

Дополнительные подробности о классификации и тестировании API обсуждаются в разделе API Oil Service Categories .

###

,
смазочных материалов для дизельных двигателей смазочных материалов для дизельных двигателей

Ханну Яяскеляйнен, В. Адди Маевски

Это предварительный просмотр статьи, ограниченный некоторым начальным содержанием. Полный доступ требует подписки DieselNet.
Пожалуйста, войдите в систему , чтобы просмотреть полную версию этого документа.

Реферат : Смазочные материалы для дизельных двигателей состоят из базового масла, модификатора вязкости и пакета присадок, который может включать антиоксиданты, депрессорные присадки, моющие средства и диспергаторы.Вязкость моторного масла является его наиболее важным свойством. Вязкость масла должна быть выбрана так, чтобы гидродинамическая смазка возникала там, где и когда это необходимо. Во время использования масло может быть загрязнено сажей, несгоревшим топливом, металлическими частицами и другими загрязнителями. Распространенным способом определения подходящих интервалов замены масла является анализ отработанного масла.

Смазочный состав

Обзор

Смазочные масла выполняют ряд важных функций в дизельном двигателе:

  • Уменьшение износа таких компонентов, как подшипники, поршни, поршневые кольца, гильзы цилиндров и клапанная система,
  • Снижение трения граничных и гидродинамически смазываемых компонентов,
  • Поршневое охлаждение,
  • Защита от коррозии из-за кислот и влаги,
  • Очистка поршней и предотвращение накопления осадка на внутренних поверхностях,
  • Смазывание уплотнений и контроль набухания для предотвращения утечки из-за повреждения уплотнения и
  • Служит в качестве гидравлического носителя в таких компонентах, как топливные системы HEUI.

Смазки двигателя состоят из базового масла (обычно 75–83%), модификатора вязкости (5–8%) и пакета присадок (12–18%) [1265] . Поскольку одно только базовое масло не может обеспечить все функции смазочного масла, требуемые в современных двигателях, пакет присадок стал играть все более важную роль в составе масла.

Базовое масло

Базовое масло состоит из базового запаса или смеси ряда базовых масел. Базовые запасы из нефтяных исходных материалов могут быть изготовлены с использованием множества различных процессов, включая перегонку, очистку растворителем, обработку водородом, олигомеризацию, этерификацию и повторную очистку.Синтез с использованием процесса Фишера-Тропша может также использоваться для получения некоторых высококачественных базовых запасов из сырьевых ресурсов, таких как природный газ (GTL). Биосинтез также можно использовать для получения базовых запасов из возобновляемых кормовых запасов, таких как растительный сахар [3229] . Базовые запасы также могут быть получены после переработки отработанного масла.

Американский институт нефти (API) классифицирует базовые запасы моторных смазочных материалов, лицензированных для ношения символа классификации API, по нескольким различным категориям, как указано в таблице 1.В Европе Ассоциация Европейской Европейской Ассоциации Субстанций (ATIEL) определяет группы базовых масел для использования в маслах ACEA. Классификации ATIEL I-V групп идентичны классификациям API (однако в период с 2003 по 2010 год ATIEL включал дополнительную классификацию VI группы).

Таблица 1 Классификация базового масла API
Группа Насыщенные вещества Сера Индекс вязкости Другое
мин макс мин макс мин макс
I - 90% * 0.03% * - 80 120
II 90% - - 0,03% 80 120
III 90% 90% - - 0,03% 120 -
IV - - - - - - полиальфаолефинов (PAO)
V - - - - - - не в группах от I до IV
* Максимум 90% насыщений и / или минимум 0.03% сера

Базовые запасы группы I, II и III отличаются концентрациями насыщенных веществ и серы и их индексом вязкости (см. Ниже). Базовые запасы группы I низки в насыщенных и / или с высоким содержанием серы. Группы II и III с высоким содержанием насыщенных и низким содержанием серы. Базовые компоненты группы IV представляют собой синтетические масла, состоящие из полиальфаолефинов. Наконец, базовые акции группы V - это те, которые не попадают в группы I-IV. Базовые акции Группы I и Группы II с индексом вязкости выше 110 иногда называют маркетологи базовыми акциями Группы I + и Группы II + соответственно.Более широкое использование базовых масел группы III также привело к аналогичной дифференциации этих продуктов. Однако различие менее очевидно. Базовые масла группы III + можно использовать для обозначения базовых масел с индексом вязкости более 130-150 в зависимости от специалиста по маркетингу.

Базовые акции группы I - это базовые акции самого низкого качества. Они производятся путем физического разделения молекул смазки с использованием очистки растворителем; двухстадийный процесс, включающий частичное удаление ароматических соединений растворителем и последующее удаление воска осаждением и другим растворителем.Базовые компоненты группы I могут все еще содержать более 10% ароматических соединений, которые дают этим неаддитированным базовым компонентам плохую стойкость к окислению и их вязкость плохую температурную реакцию. Должны использоваться специальные неочищенные масла, которые содержат желательные молекулы базового масла смазочного материала, так чтобы характеристики базового сырья группы I сильно зависели от источника сырой нефти.

Базовые запасы группы II производятся с использованием различных технологий гидрообработки. На модернизированных или гибридных установках группы II к установке группы I добавляется стадия гидроочистки, что позволяет повысить гибкость выбора сырой нефти по сравнению с базовыми запасами группы I.В специально построенной установке гидрокрекинга Группы II каталитические процессы превращают молекулы несмазывающего вещества в молекулы смазочного материала, обеспечивая еще большую гибкость исходного сырья и позволяя использовать более низкое качество / более низкую стоимость сырой нефти. Производство базового сырья группы II позволяет удалять значительное количество азотных и серосодержащих соединений и ароматических соединений. Это обеспечивает превосходный базовый запас по сравнению с базовыми запасами группы I. Основные группы II группы более инертны и образуют меньше продуктов окисления. Поскольку молекулы исходного сырья группы II подвергаются растрескиванию и изменению формы, свойства продукта в меньшей степени зависят от источника сырой нефти.

Базовые запасы группы III производятся во многом таким же образом, как и базовые запасы группы II, но с использованием более высоких температур или более длительного времени пребывания в реакторе. Это дает им значительно улучшенные температурные характеристики. Базовые запасы, полученные из газа в жидкость (GTL), попадают в группу III. Базовые группы III + также могут быть биосинтезированы [3229] .

Необходимость улучшить экономию топлива и снизить выбросы в автомобильной промышленности привела к снижению использования базовых запасов Группы I и увеличению использования базовых запасов Группы II и III.Повышенная доступность этих высококачественных базовых масел открыла новые приложения для базовых масел Группы II помимо того, что возникла из-за потребности в высококачественных автомобильных смазках. Например, переход на смазочные материалы, составленные из базовых масел группы II для судовых поршневых двигателей, может помочь сократить расходы на техническое обслуживание и эксплуатацию [3352] .

Базовые акции группы IV традиционно называют «синтетическими» базовыми акциями. Эти полиальфаолефины (PAO) полимеризуются из более мелких молекул.Во время их введения они были самыми эффективными из доступных базовых акций. По мере роста спроса производители начали использовать сырье с высоким индексом вязкости для производства минеральных масел, соответствующих характеристикам ПАО. Эти базовые запасы группы III соответствовали показателям PAO, но с меньшими затратами. В Северной Америке базовые акции группы III также можно назвать «синтетическими» [464] . Биосинтезированные базовые запасы ПАО также были разработаны [3229] . PAO с низкой вязкостью, используемые в сочетании с базовыми компонентами группы III, предлагают инструмент для получения составов моторных масел с низкой вязкостью для улучшения экономии топлива при сохранении приемлемых характеристик летучести масла, Рис. 1 [3216] .

Рисунок 1 . Пример использования PAO для расширения базовых масел группы III для достижения требований по вязкости и летучести 0W-30

(Источник: ExxonMobil Chemical)

Основные группы V группы включают полиалкиленгликоли (ПАГ), алкилированные нафталины (АН) и сложные эфиры, такие как сложные эфиры полиолов (сложные эфиры пентаэритрита и сложные эфиры триметилолпропана) и ароматические сложные эфиры (фталаты и тримеллитаты). Новые, такие как смешиваемые с маслом ионные жидкости, также продолжают разрабатываться [2442] .Эти синтетические базовые компоненты могут иметь различные свойства, которые делают их привлекательными для определенных применений:

  • полярных базовых масел обладают улучшенными свойствами, которые традиционно обеспечиваются добавками, и могут уменьшить количество требуемых добавок,
  • Более высокая термостойкость
  • может расширить диапазон рабочих температур на 50-100 ° C,
  • высокая прочность пленки и повышенная смазывающая способность могут снизить потребление энергии в некоторых приложениях,
  • некоторые из них являются биоразлагаемыми и имеют низкую токсичность для окружающей среды.

###

,

Смотрите также

Автопрофи, г. Екатеринбург, ул. Таватуйская, 20.