Типы автоматических коробок передач автомобилей

С момента появления первой автоматической трансмиссии, КПП данного типа составили серьезную конкуренцию МКПП. При этом долгое время коробка автомат устанавливалась на автомобили среднего класса и премиального сегмента, однако в дальнейшем агрегат стал массовым.
Благодаря огромной популярности, а также с учетом постоянного ужесточения норм и стандартов касательно топливной экономичности и экологичности, производители постоянно совершенствуют автоматическую трансмиссию, предлагают инновационные решения и т.д.
В результате сегодня можно выделить, как минимум, три основных типа «автоматов», которые сильно отличаются друг от друга по конструкции и принципам работы, однако каждый из них называется АКПП. Далее мы поговорим о том, какие бывают автоматические коробки, а также какие особенности имеет тот или иной агрегат.
Содержание статьи
Коробки — автомат: виды, типы и отличия
Начнем с того, что при выборе автомобиля с автоматом коробке передач нужно уделять отдельное внимание. Дело в том, что хотя все АКПП значительно повышают комфорт и упрощают процесс управления ТС, позволяя переключать передачи без участия водителя, каждая коробка имеет как определенные плюсы, так и минусы. Давайте разбираться.
- Гидромеханический автомат АКПП (гидроавтомат, гидротрансформаторная АКПП) является первым типом автоматических коробок, который появился сразу за «механикой» и стал главным конкурентом МКПП.
Такая автоматическая трансмиссия фактически представляет собой два отдельных устройства (гидротрансформатор и планетарную коробку передач). Наличие ГДТ (является сцеплением АКПП) означает, что нет прямой связи между двигателем и коробкой, крутящий момент от ДВС на КПП передается посредством двух турбин и рабочей жидкости (трансмиссионное масло ATF) .
Также масло в коробке автомат под давлением подается по отдельным каналам в гидроплите (гидроблок АКПП), благодаря чему жидкость является рабочим телом и воздействует на исполнительные устройства для включения передач.
На начальном этапе постой гидроавтомат представлял собой совокупность гидравлических и механических устройств, однако после активного внедрения электроники в конструкцию были внесены определенные изменения.
В современных АКПП жидкость перепускается по каналам посредством специальных клапанов (соленоид АКПП), которые управляются ЭБУ коробкой. В свою очередь, для корректного включения режимов и передач электронный блок получает сигналы с различных датчиков, которые информируют контроллер о скорости движения, нагрузке на двигатель, положении педали газа и т.д.Также электронные устройства позволили расширить функционал АКПП. Коробка получила больше передач (общее количество может доходить до 6 и больше), появились дополнительные режимы (зима, спортрежим, экономичный режим), а также была реализована возможность эффективного переключения передач вручную (полуавтоматический режим работы АКПП Типтроник).
Если говорить о преимуществах, гидроавтомат имеет достаточно большой ресурс (в отдельных случаях до 500 тыс. км.), а также обеспечивает неплохой уровень комфорта при езде.
Что касается основных недостатков, такая коробка дорогая в ремонте, требует регулярного обслуживания, требовательна к качеству трансмиссионного масла, боится длительных нагрузок и тяжелых условий эксплуатации, не отличается высокой экономичностью, склонна к перегреву. Еще отметим, что потери в ГДТ приводят к тому, что КПД гидромеханических автоматов снижается по сравнению с аналогами. В результате страдает разгонная динамика.
Такая трансмиссия, как и АКПП, имеет гидротрансформатор для передачи крутящего момента от ДВС, однако сама коробка сильно отличается. Если коротко, имеются два шкива, установленные на валах вариатора. Указанные шкивы соединены между собой ремнем или цепью. В зависимости от нагрузки и скорости, ведущий и ведомый шкив изменяют свой диаметр, в результате чего крутящий момент на колесах также меняется. Причем происходит это предельно плавно.
С учетом того, что привычных фиксированных скоростей (ступеней) нет, благодаря такой особенности коробка вариатор CVT называется бесступенчатой трансмиссией (гибкое изменение передаточного отношения). Данный тип автоматов отличается от аналогов максимальной плавностью хода, так как смены передачи фактически не происходит. Обороты двигателя также удерживаются на одном уровне, без резкого увеличения и спада.
Как и в случае с АКПП, могут быть реализованы допрежимы (зимний, экономичный, спортивный, а также Типтроник с имитацией ручного переключения передач). При езде на авто с вариатором водители отмечают полное отсутствие ощутимых толчков, вибраций и т.п. Также следует выделить неплохую разгонную динамику и топливную экономичность.
Однако есть и минусы. Прежде всего, вариатор не рассчитан на высокие и даже средние нагрузки, не отличается большим ресурсом, крайне сложен и дорог в ремонте, требователен к качеству и уровню масла. Это значит, что такую коробку не устанавливают в паре с мощными двигателями, в процессе эксплуатации трансмиссию крайне не рекомендуется нагружать.
- Роботизированная коробка передач (коробка робот или АКПП робот) является еще одним видом автоматических трансмиссий, который по целому ряду причин стал действительно массовым около 20 лет назад.
Примечательно то, что данный агрегат разработан давно и фактически является механической коробкой передач с одним сцеплением, в которой при этом автоматизировано управление работой сцепления, а также выбора и включения/выключения нужной передачи.
Простыми словами, АКПП робот является автоматизированной (роботизированной) механикой. Такая коробка отличается низкой стоимостью производства (что заметно снижает стоимость всей машины), позволяет добиться значительной экономии топлива (по аналогии с механикой), а также динамичного разгона.
Если рассматривать недостатки, тогда, прежде всего, следует выделить заметное снижение комфорта по сравнению с АКПП и вариаторами. Простыми словами, сцепление остается точно таким же, как и на МКПП, при этом робот не всегда своевременно, быстро и точно подбирает нужную передачу, не может плавно управлять сцеплением и т.д.
В результате в момент переключений ощущаются толчки, рывки и т.д., робот затягивает переключений передач, не всегда точно подбирает передачи в соответствии с постоянно меняющимися условиями во время движения.
Также исполнительные механизмы (сервомеханизмы, актуаторы) на роботизированных коробках РКПП быстро выходят из строя, качественный ремонт часто является невозможным, то есть нужна полная замена. При этом важно понимать, что подобные механизмы стоят достаточно дорого.
С одной стороны, конструкция осталась похожей на механику, однако инженеры условно разместили сразу две такие механические коробки в одном корпусе. Одна коробка имеет четные передачи, другая нечетные, также для каждой предусмотрено отдельное сцепление.
Если коротко, пока автомобиль движется, например, на одной передаче, следующая за ней уже также выбрана и включена, однако не задействована, так как сцепление выключено. В момент переключения передачи работающее сцепление быстро отключается, затем моментально подключается второе. Смена передачи происходит так быстро, что водитель этого почти не ощущает.
При этом управление таким роботом больше напоминает схему управления АКПП (имеется гидроблок под названием Мехатроник, необходимо большее количество трансмиссионного масла и т.д.). Одновременно с этим также присутствует большое количество сервомеханизмов (по аналогии с однодисковым роботом, который имеет одно сцепление).
Из плюсов можно выделить высокую топливную экономичность и отличную динамику разгона, высокий уровень комфорта, а также лучшую способность коробки справляться с высокими нагрузками по сравнению с АКПП и вариаторами.
При этом преселективная коробка сложная и дорогая в производстве, имеет заметно меньший ресурс, на практике раньше требует вмешательства, чем АКПП или вариатор. Что касается ремонта, роботы данного типа нуждаются исключительно в квалифицированном обслуживании, зачастую также требуются наборы дорогостоящего спецоборудования для проведения многих процедур (например, замена сцепления DSG).
Как отличить робот от автомата или вариатора

Дело в том, что производители стремятся максимально упростить весь процесс взаимодействия водителя с коробкой. По этой причине, например, робот может иметь такой же селектор и режимы (P-R-N-D), как вариатор или АКПП.
Что касается ощущений при езде (при условии, что трансмиссия и сам автомобиль полностью в исправном состоянии), можно обратить внимание на следующее:
- в случае с «классическим» автоматом и преселективными роботами в режиме D может ощущаться легкий толчок;
- на вариаторе момент переключений не чувствуется;
- однодисковый робот может на низких оборотах в спокойном режиме переключаться относительно плавно, однако при динамичной езде коробка начинает толкаться сильнее. Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое селектор АКПП. Из этой статьи вы узнаете о различных видах селекторов коробки автомат, а также какие особенности и отличия реализации селектора АКПП можно встретить на автоматах разных типов.
По этой причине рекомендуется отдельно изучать мануал к автомобилю, чтобы точно определить, какой тип трансмиссии установлен на конкретной модели. Как правило, следует обращать внимание на следующие указания:
- AT — зачастую обозначает гидромеханический автомат;
- CVT — вариаторная коробка передач;
- AMT- роботизированная коробка с одним сцеплением;
Также можно задать вопрос на профильных автофорумах, отдельно изучить техническую литературу и т.д.
Подведем итоги
Как видно, каждая коробка автомат имеет как сильные, так и слабые стороны. Также с учетом разнообразия можно столкнуться с тем, что сразу определить, какая именно АКПП стоит на том или ином автомобиле, бывает затруднительно.
Напоследок отметим, что в процессе эксплуатации важно отдельно учитывать те или иные особенности конкретного автомата в зависимости от типа трансмиссии и вида АКПП. Также нужно строго соблюдать правила обслуживания автоматической коробки передач, что позволяет увеличить ресурс агрегата.
Читайте также
Вот различные типы автоматических трансмиссий
Автоматические коробки передач стали основным выбором для большинства водителей по всему миру. Удобство, простота переключения и доступность стали выше использования традиционных трехпедальных переключателей. В то время как автоматические трансмиссии начинали как простые механизмы переключения передач, которые, как известно, имели экономию топлива ниже звездной, годы развития превратили автоматическую трансмиссию в качестве предпочтительной трансмиссии по производительности и эффективности.
Более быстрое переключение передач, чем в руководствах, заставило несколько производителей отказаться от джойстика в качестве опции для высокопроизводительных транспортных средств, полагаясь на компьютер и множество датчиков для выбора оптимальных точек повышенных и пониженных переключений. Кроме того, более умные компьютеры и датчики создали автоматику, которая расставляет приоритеты в отношении меньшей мощности и правильного выбора передач для максимальной экономии топлива.
На первый взгляд может показаться, что автоматические коробки передач ограничены только автоматическим выбором передач, но существует множество вариаций, которые используются практически во всех типах транспортных средств.Давайте рассмотрим каждый вид, выделим их характеристики и узнаем кое-что об их применении.
Традиционная автоматическая коробка передач
Эта широко используемая автоматическая коробка передач, более известная как автоматический гидротрансформатор, встречается практически в каждом автомобиле. Эта трансмиссия использует муфту гидравлической жидкости или гидротрансформатор для переключения передач вместо сцепления.ЭБУ (блок управления двигателем) напрямую подключен к этому механизму для обеспечения плавного и точного управления двигателем транспортного средства.
Автоматическая коробка передач
Возможно, вы знаете эту полуавтоматическую коробку передач, но она называется под другим именем. Этот тип автоматической трансмиссии использует обычную конфигурацию сцепления и передачи, но использует датчики, исполнительные механизмы, процессоры и пневматику для имитации использования ручной передачи.Эти типы транспортных средств известны резкими эксплуатационными характеристиками двигателя на низких скоростях и резким ускорением, но могут получить большой пробег топлива на большие расстояния.
бесступенчатая коробка передач (CVT)
Используя ремни или шкивы вместо традиционных стальных зубчатых колес, бесступенчатая коробка передач обеспечивает плавное переключение передач с различными передаточными числами, зависящими от частоты вращения двигателя или оборотов.Это обеспечивает максимальную эффективность и постоянное ускорение, что хорошо для экономии топлива. Однако шум двигателя может быть громким.
Коробка передач с двойным сцеплением (DCT)
Коробка передач с двойным сцеплением в комбинации с автоматической и ручной коробкой передач не имеет гидротрансформатора. Вместо этого он использует два отдельных вала со своими собственными сцеплениями для переключения передач, один для нечетных передач и один для четных.Переключение на более высокие и более низкие передачи происходит плавно, но они могут стать шумными и могут резко переключаться после износа. DCT - это сухая трансмиссия, которая не требует от водителя замены масла в коробке передач. Это оставляет сцепления сухими и изнашивает их качество трения в конечном счете.
DSG (коробка передач прямого переключения)
При использовании установки, подобной коробке передач с двойным сцеплением, в коробке передач с прямым переключением (DSG) используются две сцепления, которые поочередно отключаются при переключении передач.Эта настройка предлагает быстрое переключение и плавное ускорение. Современные системы также обеспечивают топливную экономичность, превосходящую механические коробки передач. Система DSG - это трансмиссия с мокрым движением, поэтому ожидайте десятилетий работы, пока жидкость будет регулярно меняться.
Типтроник Трансмиссия
Обычно используемая в спортивных или спортивных автомобилях, также известная как «мануальная», трансмиссия tiptronic была впервые разработана Porsche в 90-х годах.Он работает аналогично механической коробке передач, однако вместо педали сцепления используется гидротрансформатор. Есть опция для автоматического переключения передач и опция для водителя, чтобы отменить автоматический режим для ручного выбора передач. Существует встроенная функция безопасности, которая предотвращает повреждение коробки передач водителем при превышении скорости при переключении на пониженную передачу.
Статьи по теме
5 преимуществ вождения механической коробкой передач Как водить вариатор - вот несколько советов Почему вариаторы настолько эффективны - упрощенное объяснение Понимание различий между CVT, DCT и обычным AT Вы должны пойти на механическую или автоматическую коробку передач? - Редактор говорит ,ОбъяснениеС ростом числа автомобилей, которые выходят на индийский авторынок, нельзя не заметить всплеск автомобилей с автоматической и полуавтоматической трансмиссией.То, что когда-то было эксклюзивной функцией, предлагаемой в автомобилях высокого класса, сегодня широко распространено в автомобилях различных сегментов. Сейчас почти каждый производитель автомобилей в Индии представляет авто и полуавтоматическую коробку передач, будь то хэтчбек, седан, внедорожники и даже в очень популярном малолитражном пространстве. Некоторые из наиболее часто используемых коробок передач в этой категории включают в себя - Автоматическая механическая коробка передач (AMT), Бесступенчатая коробка передач (CVT), Коробка передач с двойным сцеплением (DCT) и полностью автоматическая коробка передач, например, S-Tronic.Так что же отличает эти коробки передач друг от друга? Давайте разберемся.
Автоматическая механическая коробка передач (AMT)

(Maruti Swift Dzire AGS)
Автоматическая механическая коробка передач (AMT) a.k.a. Полуавтоматическая коробка передач - это, по сути, не автоматическая коробка передач или коробка передач без сцепления, а скорее механическая коробка передач, которая облегчает переключение передач без необходимости нажимать на сцепление. Механизм такого типа трансмиссии включает использование двух ключевых частей - системы гидравлического привода и электронного блока управления, который включает и расцепляет сцепление при выполнении переключения передач.По сути, это просто комплект, который можно добавить к любой обычной механической коробке передач, что делает его недорогим решением для автопроизводителей.
Популярные автомобили с AMT: Maruti Suzuki Alto K10, Swift Dzire, Mahindra TUV100
Также читайте: Новые автомобили AMT в Индии
Бесступенчатая коробка передач (CVT)

(Maruti Suzuki Baleno CVT)
Бесступенчатая коробка передач (CVT) является самой уникальной коробкой передач без сцепления по сравнению с другими, которые мы упоминали выше.Имейте в виду, что это не самое лучшее, а только самое уникальное, и я говорю это потому, что, в то время как другие трансмиссии имеют определенное количество передач, которые должны переключаться вверх, чтобы продолжать ускоряться, у вариатора нет таких передач. Обычно количество передач в системе трансмиссии, также называемое скоростью, имеет конечное число передаточных чисел, которые распределены между каждой передачей, таким образом, чтобы двигаться быстрее, вам нужно переключиться вверх за точку. CVT, с другой стороны, поставляется с одной специальной передачей, которая может изменяться во всех ситуациях вождения и может легко переключаться при непрерывном диапазоне эффективных передаточных чисел.Это позволяет вам контролировать частоту вращения или обороты двигателя для ускорения или замедления в зависимости от действия газа. Трансмиссия CVT также широко используется в двухколесных транспортных средствах, особенно в скутерах, где ускорение и торможение являются ключевой функцией. Некоторые автомобили также получают переключатели весла для удобства водителей
Также читайте: Maruti Suzuki Baleno CVT First Drive Review
Популярные автомобили с вариатором: Maruti Suzuki Baleno, Honda City, Jazz
Коробка передач с двойным сцеплением (DCT)

(Ford Figo Aspire DCT)
Передача с двойным сцеплением (DCT) работает по аналогичным принципам AMT, но коробка передач DCT, как следует из названия, использует два сцепления вместо одного.Один для нечетных и четных передач, что делает его более эффективной коробкой передач, чем AMT. Проще говоря, коробка передач DCT больше похожа на две механические коробки передач, заключенные в один корпус. Это работает следующим образом: в одной муфте включена передача с нечетным номером, в то время как компьютер определяет, какая шестеренная передача вам понадобится в следующий раз, у него есть вторая готовая муфта для включения этой передачи и просто переключение сцепления, когда наступит подходящее время. Как и любая стандартная автоматическая коробка передач, блок DCT также поставляется с простым селектором передач P, R, N и D и без педали сцепления, переключая передачи самостоятельно или может управляться вручную с помощью переключателей весла или отдельных ворот на селектор передач.
Также читайте: Ford Figo Aspire Review
Популярные автомобили с DCT: Ford Figo Aspire
Автоматическая коробка передач (AT)

(Hyundai Creta AT)
Автоматическая коробка передач, как следует из названия, представляет собой полностью автоматизированную коробку передач, которая может самостоятельно изменять передаточные числа при движении автомобиля, освобождая водителя от необходимости переключать передачи вручную. В автоматической коробке передач используются три основных компонента - гидравлическая / гидравлическая муфта, планетарная передача и гидравлическое управление.Функция гидравлического / гидравлического сцепления очень похожа на работу муфты в механической коробке передач, которая переключает передачу путем блокировки и разблокировки системы планетарных передач. Гидротрансформатор - это общеизвестная гидравлическая муфта или гидравлическая муфта, используемая в ряде автомобилей с мощными двигателями. Второй важной частью автоматической коробки передач является Planetary Gears Train, система, которая обеспечивает различные передаточные числа, изменяя скорость вращения выходного вала в зависимости от того, какие планетарные передачи заблокированы.Третьим важным компонентом, используемым в автоматической коробке передач, является гидравлическое управление, которое действует очень похоже на гидравлическую муфту, но обычно это шестеренный насос, установленный между гидротрансформатором и планетарной коробкой передач, и управляет различными сцеплениями и лентами, изменяющими скорость на выходе в зависимости от состояние движения автомобиля.
Также читайте: Hyundai Creta 1.6L Автоматический обзор
0 Комментарии
Популярные автомобили с AT: Hyundai Creta, Mahindra XUV500
Чтобы получать последние новости и обзоры автомобилей, следите за carandbike в Twitter, Facebook и подпишитесь на наш канал YouTube.

Когда твой дедушка был ребенком, у каждой машины было по три педали, и обучение работе с сцеплением было обрядом. Сегодня, однако, существует беспрецедентное количество механизмов коробки передач, каждая со своими плюсами и минусами. Выяснить, что означают все аббревиатуры и загадочные описания, может быть сложно, но функции этих очень сложных механических чудес на самом деле довольно просты.Давайте откроем корпус коробки передач и посмотрим, что делает каждый тип коробки передач уникальным.
1. Механическая коробка передач

Самый простой и старый тип трансмиссии, который до сих пор используется, - это надежное руководство. В этой коробке передач используется фрикционная муфта, модулируемая ногой водителя, для соединения энергии вращения двигателя с входным валом коробки передач. Оттуда фиксированный набор передач включается с помощью вилки синхронизатора и селектора передач, подключенной к переключателю, управляемому правой рукой водителя (или левой, в некоторых странах).
За прошедшие годы его называли разными именами - ручное, ручное переключение, стандартное, три, четыре, пять или шесть скоростей - но как бы вы это ни называли, нельзя отрицать, что верное руководство является исчезающим видом, по крайней мере, в США Все меньше и больше новых моделей автомобилей предлагают коробку передач, в которой все работают, и постоянно растущий процент водителей, похоже, не знает, как ее использовать.
Несмотря на мрачные перспективы на будущее, у руководства есть много преимуществ перед более новыми и более сложными вариантами.Простота джойстика означает, что с меньшей вероятностью потребуется дорогостоящий ремонт, чем у любого другого типа трансмиссии, и, если у него есть проблема, он, вероятно, будет дешевле и проще в ремонте.
На протяжении десятилетий стандарт был единственным выбором, когда речь шла о производительности, и практически каждая гоночная и спортивная машина на планете была оснащена им. В последние годы, однако, руководство затмевалось двойной сцеплением или полуавтоматической трансмиссией в большинстве автомобилей с высокими эксплуатационными характеристиками. Тем не менее, он по-прежнему предлагает лучшую производительность, чем большинство автоматических и практически всех передач CVT.И экономия топлива - похожая история. До недавнего времени водители, которые предпочитали переключать свои собственные передачи, обладали заметно лучшей экономией топлива, чем те, кто этого не делал. Автоматика с постоянно растущим числом передач теперь существенно сократила разрыв.
Помимо присущей простоте, производительности и экономии топлива, пожалуй, наиболее убедительным аргументом в пользу почтенного смещения рукояти является сам опыт вождения. Для настоящих энтузиастов вождения ничто не может сравниться с ощущением идеально рассчитанного времени на старом добром руководстве.
2. Автоматическая коробка передач

Вездесущая автоматическая трансмиссия на сегодняшний день является самой распространенной трансмиссией на дороге. Он использует очень сложный гидротрансформатор для передачи энергии вращения двигателя, в то время как переключение передач контролируется компьютером автомобиля и осуществляется с помощью планетарной передачи и ряда сцеплений и тормозов.
Несмотря на то, что закулисное действие довольно сложно, все, что нужно сделать водителю, - это выбрать из привычного выбора P-R-N-D-L на переключателе передач.Преимущество - это, конечно, упрощенный опыт вождения и плавное обучение. Компромисс для простоты вождения - механическая сложность, которая делает автомат более склонным к отказу и более дорогостоящему, чтобы исправить.
Несмотря на то, что большинство автоматических устройств не могут сравниться с механической коробкой передач по производительности или экономии топлива, современные примеры гораздо ближе, чем у предыдущих поколений. Некоторые автомобили последних моделей оснащены трансмиссиями с восемью или даже девятью передачами вперед.
3.Бесступенчатая коробка передач (CVT)

CVT предлагает схожий с автомобилем опыт вождения, но работает с использованием совершенно другого механизма. На самом деле, вариатор вообще не имеет передач - вместо этого он использует систему ремней и шкивов для получения бесконечного диапазона передаточных чисел. Компьютер автомобиля решает, как отрегулировать шкивы, чтобы создать оптимальное соотношение для конкретной дорожной ситуации.Это создает основное преимущество вариатора: экономия топлива. Ни один другой тип передачи не может предложить больше MPG, чем CVT (пока).
Поскольку вариаторы не такие сложные, как автоматические, они менее подвержены отказам и дорогостоящему ремонту (хотя и не так много, как руководства). Их самый большой недостаток может быть субъективным - опыт вождения. Поскольку нет никаких переключений передач, только плавное и плавное ускорение, вариаторы могут оставить у настоящего энтузиаста вождения ощущение, будто он или она работает на приборе, а не на автомобиле.
4. Полуавтоматические коробки передач и коробки передач с двойным сцеплением

Воспринимайте это как гибрид полностью автоматической и механической коробки передач. Полуавтоматический механизм использует механическую компоновку, аналогичную обычной трансмиссии, но использует систему пневматики и приводов для переключения передач. В коробке передач с двойным сцеплением (DCT) предусмотрены раздельные сцепления для нечетных и четных передач, что обеспечивает невероятно быстрые переключения. Эти коробки передач, как правило, могут работать в полностью автоматическом режиме или переключаться вручную с помощью лопастей на руле.
Трансмиссиис полуавтоматическим режимом и DCT обеспечивают высочайшую производительность благодаря быстрым переключениям передач, которые просто не могут сравниться с чисто ручной коробкой передач. В настоящее время эти коробки передач в основном используются на гоночных и дорогих спортивных автомобилях, и, следовательно, довольно дороги. Этот недостаток усугубляется их чрезвычайной сложностью, что приводит к более частому и дорогостоящему ремонту.
Понравилась классика? Это всегда возвратный четверг где-то.
,